Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Рабочая тетрадь для учителя

Этот тест поможет педагогу сформулировать принципы, которыми он руководствуется при выставлении отметок. Выберите из 20 предложенных утверждений, касающихся процесса оценивания, 2 самых важных для вас (за каждое – по 3 балла), 4 тезиса, с которыми вы в целом согласны (за каждый – по 2 балла), 4 – которые вам кажутся сомнительными (минус 2 балла за каждый), 2 – с которыми вы совершенно не согласны (минус 3 балла за каждый). Останется 8 нейтральных для вас формулировок. За них – никаких баллов.

1. Оценивание – процесс, в ходе которого необходимо учитывать целый комплекс факторов.
2. Оценивание строится на наблюдениях за учениками в ходе обучения.
3. Оценивание – это строгое соблюдение определенных формальных критериев.
4. Оценивание – это сопоставление исходных целей с результатами.
5. Оценивание – это закономерный итог совершенных учеником поступков.
6. Оценивание – фиксация ошибок, проблем ученика.
7. Оценивание – измерение степени освоения учеником знаний, навыков.
8. Оценивание – это диалог учителя с учеником.
9. Оценивание – это способ заставить ученика к чему-то стремиться.
10. Оценивание – это процесс, позволяющий дозировать количество учебных трудностей.
11. Оценивание – это процесс, в первую очередь не унижающий ребенка.
12. Оценивание – это выражение уважения к уникальным особенностям другого человека.
13. Оценивание – признание разных точек зрения, шанс учесть склонности и таланты учеников.
14. Оценивание – фиксация достижений ученика в данном коллективе.
15. Оценивание – это возможность для ученика поспорить с учителем.
16. Оценивание – это способ помочь ребенку взглянуть на свои ошибки как на необходимый для достижения результата этап.
17. Оценивание – это подведение итога работы в течение определенного периода времени.
18. Оценивание – возможность для ученика проявить свою независимость.
19. Оценивание – это процесс, который всецело зависит от воли педагога и укрепляет его авторитет.
20. Оценивание – это выставление отметок.
Все предложенные формулировки можно разбить на четыре группы, в зависимости от того, с каким основополагающим принципом они связаны:
Тезисы № 1, 3, 5, 9, 20: ключевая фигура в процессе оценивания – педагог;
Тезисы № 2, 4, 7, 10, 19: самое важное в процессе оценивания – отношения учителя с учеником;
Тезисы № 6, 11, 12, 15, 17: ключевая фигура в процессе оценивания – ученик.
Тезисы № 8, 13, 14, 16, 18: самое важное в процессе оценивания – взаимодействие с окружающим миром.
Посчитайте, в каком разделе сколько баллов вы набрали. Возможно, это и есть иерархия ваших принципов оценивания учеников? Устраивает ли вас такая картина? Или стоит что-то поменять в своей педагогической практике?

Рейтинг@Mail.ru