Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Дашковская Ольга

Воспитательный эксперимент продолжается...

На очереди – «Основы религиозных культур и светской этики»

Поликультурное образование в России не отвечает требованиям времени – к такому выводу пришли участники ежегодной Международной конференции в Москве, на которой обсуждались проблемы образования в многоконфессиональном и поликультурном обществе.

Опасные повороты

По мнению проректора ГУ-ВШЭ, советника Всемирного банка Исака Фрумина, введение в 2002 г. национально-регионального компонента вместо ожидаемой вариативности и расцвета культур в итоге обернулось децентрализацией, возникновением монокультурных очагов в субъектах РФ, ростом ксенофобии.
«Никто не мог предвидеть такого поворота. И сегодня в рамках большой политики мы наблюдаем тенденцию к централизации, стабильности и консолидации», – констатировал Фрумин.
При этом чиновники действуют по принципу: «Чтобы голова не болела, ее надо отрубить». Иными словами, отмена национально-регионального компонента осуществляется простым административным решением, в том числе за счет введения единых механизмов контроля качества образования (ЕГЭ) или единой (на федеральном уровне) сертификации учебников, в том числе для национальных школ: последнее нововведение вступает в силу в нынешнем году.
Между тем официальная образовательная политика далека и от школьной практики, и от новых реалий – таких как резкое увеличение числа трудовых мигрантов. По этому показателю, как отметил в своем выступлении ведущий научный сотрудник РАН Владимир Малахов, Россия занимает второе место в мире после США, и с масштабами этого явления нельзя не считаться. Однако, как утверждает ученый, «мы не готовы к тому, что приезжие из других стран намерены здесь закрепиться, пустить корни, и потому находимся в постоянном ожидании их отъезда».
«Иммиграция – не угроза, а ресурс развития общества. И роль образования в процессах интеграции разных культур трудно переоценить», – убежден Малахов.

В поисках баланса

Но как реализовать на практике идею баланса единства и разнообразия, о которых столь по-разному говорили в своих выступлениях и директор Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты Минобрнауки Алина Левитская, и директор Центра поликультурного образования Университета штата Вашингтон Джеймс Бэнкс?
Те методы, которые предлагаются сегодня на государственном уровне (в докладе Левитской), вызывают жесткую критику – за эклектичность, противоречивость, декларативность и реанимацию советских принципов воспитания, неприменимых в современных условиях.

Спонсор публикации статьи федеральная сеть учебных центров "Годограф". Курсы ЕГЭ по физике, математике, русскому языку, обществознанию, химии, биологии, английскому языку, литературе, истории и информатике, а также подготовка к ОГЭ (ГИА). Мини-группы разных уровней (начальный, средний и сильный) с индивидуальными программами, полный контроль за успеваемостью каждого ученика. Узнать подробную информацию о курсах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: godege.ru.

Так, национальный воспитательный идеал новой России очень сильно смахивает на «моральный кодекс строителя коммунизма».
Новый гражданин России, по замыслу чиновников от образования, должен быть «высоконравственным, творческим, компетентным; принимающим судьбу Отечества как свою личную, осознающим ответственность за настоящее и будущее своей страны; укорененным в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
В какой пробирке чиновники собираются выращивать такое «чудо», не уточняется.
На этом фоне, по словам Фрумина, «идея Джеймса Бэнкса о множественной идентичности звучит сегодня утопично, но возможно, это единственный выход из положения».
Кстати, в своем выступлении американский ученый пропагандировал также идею космополитизма – «как ощущение своей принадлежности к мировому сообществу человечества».
Таким образом, новые тенденции, по мнению специалистов, требуют нетривиальных решений, в то время как Минобр­науки предлагает концепцию духовно-нравственного воспитания.
По общему мнению, это – «документ 20-летней давности, не решающий ни одну из задач, не отвечающий ни на один из вызовов, с которыми сталкивается образовательная практика».
Напомним, что со 2 апреля в 19 субъектах РФ начнется эксперимент по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики». Он включает 6 модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, а также основы мировых религиозных культур и светскую этику. Один из модулей изучается школьником с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Причем блоки, посвященные патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут проводиться для всего класса.
На первый взгляд благая идея, но о том, к каким опасным, рискованным последствиям приведет ее реализация, шла речь на круглом столе «Религия и образование».

Три процента актуальности

Главный вопрос, поставленный перед участниками обсуждения, был сформулирован так: «Насколько религия помогает личности встроиться в новую социальную и экономическую среду?»
Для начала ведущий «круглого стола» – научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования Ефим Коган – привел данные социологических исследований, проведенных по результатам преподавания основ православной культуры в школах Самарской области.
Как выяснили психологи, «воспитательный эффект» нововведения – после двух лет апробации – оказался противоположным его первоначальным задачам: вместо духовности и нравственности у подростков отмечается повышенный уровень конфликтности, зависимости и ухода от реальности.
Неоднозначна и позиция родителей: только 3% из числа опрошенных считают данный курс актуальным, 0,7% (!) верят в его воспитательный эффект, 9,7% полагают, что полученные знания пригодятся в жизни, а подавляющее большинство – 78% – видят задачу школы в формировании научного мировоззрения.
Не случайно в целом ряде пилотных территорий – Свердловской и Новосибирской областях, Красноярском крае – подавляющее большинство родителей выбрали нейтральные предметы: основы мировых религий и светскую этику, причем часть граждан путают этику с правилами этикета. Конечно, на этом фоне есть исключения – такие как Ставропольский край, где до 70% родителей выбрали изучение основ православной культуры, в Республике Чувашии предпочтения распределились примерно поровну между религиозными и светскими дисциплинами.
Вопреки официальным утверждениям руководителей Минобрнауки о том, что курс носит «сугубо светский характер», большинство участников «круглого стола» убеждены в том, что вводится он под давлением Русской Православной Церкви и других религиозных конфессий.
По свидетельству специалиста издательства «Просвещение» Светланы Третьяковой, учебники по всем 6 модулям 24 февраля получили гриф, а до 25 марта их планируется напечатать и разослать по пилотным школам.
Примечательно, что эксперимент, который стартует 2 апреля 2010 г., завершится 4 ноября 2011 г. – в День примирения и согласия, что, по замыслу чиновников, весьма символично. А по мнению участников конференции – по меньшей мере нелепо. Это вновь отбрасывает нас в те времена, когда сдача в эксплуатацию важных строительных объектов приурочивалась к знаменательным датам…

Рейтинг@Mail.ru