Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2010
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Ирина Абанкина: «Спрос на дошкольное образование растет как снежный ком»

Дошкольное обрзование сегодня у всех на слуху главным образом из-за резкого сокращения его доступности. Власти многих городов пытаются вернуть детским садам здания, утраченные в девяностые. Однако, помимо этого, в дошкольном образовании возникают новые организационно-правовые формы, новые экономические модели. Об этих тенденциях рассказывает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

– Рождаемость, если верить статистике, повышается в России медленно. Между тем в наши детские сады выстраиваются огромные очереди. В чем дело?
– Повысились родительские требования к образованию. Сегодня многие родители хотят отдать ребенка в детсад, как только малышу исполняется два года. Ведь возможность привести каждого ребенка в детский сад позволяет выровнять стартовые условия для детей и дать им равные возможности в школе. Люди осознали, что во многих детсадах созданы условия, реально конкурирующие с домашним воспитанием и образованием. А в ситуации общей занятости, загруженности российских родителей это очень важно. Для жителей многих регионов важно и то, что зачастую именно детский сад дает ребенку возможность приобщиться к национальной культуре.
– Раньше мы говорили о едином российском детском садике. Можно ли говорить, что сегодня детский сад имеет ярко выраженные региональные черты?
– Да, лучшие детсады отражают все национальные особенности субъекта Федерации, в котором они находятся. Я была во многих детсадах разных регионов. Особенно меня впечатлило то, что я видела в Республике Саха–Якутия, где в детсадах действуют программы на разных языках. Более того: специалисты из Якутии доказали, что билингвальное образование в дошкольной среде – это реально. Дети не только говорят в детском саду на двух языках – по-русски и на родном языке, у них есть календарные ритуалы, они изучают народные праздники, делают своими руками игрушки, соблюдают кулинарные традиции своего народа. В республике существует Союз якутских дедушек (заметьте, не бабушек), который занимается только дошкольным образованием.
Интересно, что русские родители, которые хотят познакомиться с якутским языком и традициями, приходят за этим именно в детские сады.
– Есть ли сегодня регионы, где в детсады принимают всех малышей без исключения?
– Да, у нас уже есть субъекты РФ, которые на региональном уровне приняли законы об обязательном предшкольном образовании. Это республики Саха–Якутия и Чувашия. В этих республиках каждый ребенок должен получать предшкольное образование начиная с 5-летнего возраста – либо на базе дошкольного, либо школьного учреждения.
Например, сегодня в Якутии охват дошкольным образованием – 98%. И это несмотря на сложные природно-климатические условия республики, на то, что многие родители по-прежнему хотели бы взять с собой ребенка в кочевье по тундре.
Однако опыт Якутии и Чувашии для большинства субъектов РФ пока недостижим. Поэтому необходимо обобщить опыт регионов, разработавших новые экономические механизмы в этой области. В ходе проекта, который выполняется совместно ФИРО и ВШЭ, мы и решаем такую задачу. У нас разрабатываются методики, позволяющие разделить два направления: принцип оплаты труда, связанной с образовательной услугой в детском саду, и норматив, связанный с содержанием детей.
– Вы говорите об образовательных услугах. Но часто приходится слышать, что в дошкольном образовании не должно быть обучения…
– По закону у нас в дошкольном образовании на первом месте стоит воспитание, а затем обучение. Дошкольникам дается воспитание плюс обучающие программы, которые являются составляющей частью общеобразовательных программ. Существует основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания. В чем ее отличие от школьных программ? Если для общеобразовательных программ школы стандарт предполагает три группы требований: требования к условиям, к структуре программ и результатам обучающихся – то для дошкольного образования существуют так называемые федеральные государственные требования. Требования включают две группы: первая – к условиям реализации образовательных программ и вторая – к структуре этих программ. Важно, что требования к результатам дошкольников отсутствуют. Но образовательная программа в детском саду реально существует, и об этом нельзя забывать.
– Почему вдруг поставлен вопрос о том, чтобы отделить затраты на ее реализацию от затрат на содержание детей?
– Потому что субъектам РФ необходимо получить рекомендации, как осуществлять софинансирование в предшкольном образовании. Говоря о софинансировании, мы чаще всего думаем о родительской плате. Не обязательно и не только! Во-первых, спрос на дошкольное образование растет как снежный ком. Одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня – как создать новые места в детсадах. Это ставит нас перед необходимостью инвестиционных проектов в дошкольном образовании. Трудно представить их без софинансирования региона, муниципалитета и – как показывает успешный опыт – родителей.
Во-вторых, сегодня многие регионы готовы компенсировать родителям оплату за детские сады (более того – есть даже возможность поддержки из федерального бюджета). Для этого руководителям образования нужно получить ответы на вопросы: сколько стоит образовательная программа их детского сада? Сколько на самом деле стоит содержание ребенка в том или ином садике? Одно дело – когда в качестве ответа называются условные цифры (всегда разные и не вполне понятные). Другое дело – когда предлагается методика точных подсчетов.
– И этого никто до сих пор не делал?
– Нет, потому что до последнего времени в регионах искали другие альтернативы. Например, в некоммерческом секторе. Альтернативой становилось предоставление доступа к бюджетным ресурсам негосударственному и некоммерческому секторам: то есть семейным формам воспитания и негосударственным учреждениям дошкольного образования. Но на опыте известно: у этих детских садиков много сложностей с лицензированием, аккредитацией, с получением разного рода документов. У них возникают проблемы и с налоговой инспекцией. Потому что если работу таких детсадов квалифицируют как «присмотр и надзор», их сразу лишают налоговых льгот образовательного учреждения. А чтобы они могли получить образовательную лицензию, необходимо модифицировать СанПиНы.
Еще одно важное обстоятельство. При разделении обучения дошкольников (которое по закону может быть только бесплатным) и их содержания в детском саду у региона появится новая возможность – компенсировать его воспитателям многие необычные, новаторские формы работы. А они в детских садах есть!
Только педагоги занимаются такой работой, как правило, безвозмездно.
Например, в Самарской области меня поразила интереснейшая программа для дошкольников с заиканием. Она встроена в работу обычного, не специализированного детского сада. Первый период пребывания в этой группе связан для ребенка с обетом молчания – на месяц-два. Родители такого режима не выдерживают, и потому эту группу помещают жить в детсад, круглосуточно. Лишь когда ребенок выходит из режима молчания и начинает заново учиться говорить, он встраивается в общую среду, в детский коллектив.
В Новокуйбышевске действует не менее интересная детсадовская группа для слабослышащих ребят. Более того: воспитатели потом следят за своими ребятами в школе – каковы их успехи, какие проблемы… Все это – личная инициатива педагогов: если эта работа происходит в обычном детском саду, воспитатели-энтузиасты не получают никакой компенсации.
– Когда говорится о нехватке мест в детсадах, напрашивается еще один вопрос: нельзя ли регионам вернуть садикам их старые здания, когда-то переданные на баланс другим организациям?
– Как правило, нельзя. Здания большинства детсадов устарели. И физически, и морально. Если обветшалый детский садик расположен в южном регионе – это еще куда ни шло. Но возьмем Якутию, где эти здания строились без учета северных особенностей и долгие годы не ремонтировались. Находиться в них при низких температурах – это уже риск для детей и воспитателей. Сейчас в Республике Саха–Якутия получает распространение интересный опыт: возведение детсадов методом народных строек. Я сама видела, как это происходило в якутской деревне. Предприниматель поставил садику современные пластиковые окна (вещь совершенно необходимую при якутских морозах), родители сами провели строительные и отделочные работы, а средства на стройматериалы – это примерно 10 миллионов рублей – выделили республика и муниципалитет.
Очень интересные проекты садиков появляются в Нижневартовском районе. Многие планируются сразу с зимними садами. Меня впечатлило необычное одноэтажное здание по финскому проекту, которое отлично может выдерживать низкие температуры. В этом здании у каждой спальни выход на улицу – всего 13 дверей.
– Это только проект или оно уже построено?
– Уже построено! Маленьких детей нельзя возить далеко: это не школьники. Если мы берем на вооружение идеологию реальной доступности дошкольного образования – нам в ближайшие годы предстоит строительство. На каких условиях смогут участвовать в нем родители? Муниципалитеты? На все эти вопросы мы ищем ответы.
– Получается, что детский садик будущего десятилетия – это совсем небольшое учреждение с гибкой структурой?
– Не всегда. Интереснейшая ситуация сложилась в городе Тольятти Самарской области, где 48 детских садов знаменитого Тольяттинского автозавода были когда-то переданы, вместе с участками, в собственность муниципалитета. Их педагогический коллектив – а это около трех тысяч человек – создал автономную некоммерческую организацию (АНО) под названием «Планета Лада». Эта гигантская АНО, включающая здания детсадов с огромными участками, с бассейнами, – уникальный пример объединения дошкольных педагогов, вооруженных опытом работы и конкурентоспособными программами. «Планета Лада» реализует свои программы в муниципальных детских садах. Пока АНО финансируется за счет регионального и муниципального бюджетов, ей выдается субсидия на возмещение затрат. Наверное, на следующих этапах «Планета Лада» будет переходить на нормативно-подушевое финансирование.
– Международные исследования подтверждают высокий уровень российской начальной школы. Но что известно в мире о российских детских садах?
– Достаточно сказать, что в следующем сентябре в России предполагается провести Всемирный конгресс по обучению и воспитанию в раннем возрасте: Президент РФ уже подписал соглашение с ЮНЕСКО. Сегодня Россия – бесспорный мировой лидер в начальном образовании. Поэтому в мире нарастает интерес ко всем разработкам отечественных педагогов, в том числе и в области предшкольного образования.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА

Публикация произведена при поддержке интернет проекта RABOTA.nur.kz. На страницах сайта RABOTA.nur.kz, вы найдете большое количество вакансий, которые позволят найти высокооплачиваемую работу в Алматы, и других городах Казахстана. Полезные статьи и публикации, представленные на сайте, расскажут о том, как грамотно составить резюме официанту, парикмахеру или работнику любой другой специальности. Благодаря услугам проекта RABOTA.nur.kz, поиск работы становится по-настоящему простым и удобным.

Рейтинг@Mail.ru