Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАНАВЕС ПОДНИМАЕТСЯ


Шелыганова Татьяна

Спектакль года. И не только!..

Школьный театр – это прежде всего пространство внутреннего развития ребенка

И какой же школьный Новый год без костюмированных театрализаций, инсценировок, а то и больших спектаклей, сочиненных и поставленных в честь самого лучшего в году праздника! Но оказывается, есть в стране и такие школы, в которых постановка спектакля не считается явлением из ряда вон выходящим. В вальдорфских школах, например, театр – чуть ли не основа преподавания. Здесь первый вопрос учеников в начале учебного года: «А какой спектакль мы будем ставить?» Здесь количество спектаклей такое, что не все успеешь посмотреть. Бывает, по два в день. А в постановках участвуют абсолютно все-все-все…

Театральные постановки сопровождают ребенка с первого класса до последнего. Это инсценировки к праздникам года: День св. Михаила, Праздник фонариков, Рождество. И есть у каждого класса спектакль года.
Первая проблема – выбор произведения. Верный выбор – это точное попадание текста в потребности детей разных возрастных групп. До седьмого класса идут постановки на тему учебных программ года: сказки, басни, библейские истории, сказания о богах, мифология, средневековые сюжеты. Дети как бы проживают детство человечества. А в 8–11 классах выбор пьесы предполагает уже некоторую свободу, но главным критерием по-прежнему остается соответствие пьесы возрастным возможностям и потребностям детей. Выбор произведения зависит и от особенностей конкретного класса.

8 класс, между 12–14 годами. Новые отношения с миром, поиск себя и места в мире. Драматический возраст – и закономерный интерес к драматургии. Действие, интрига, конфликт, противоречие притягивают внимание. Можно сказать, что цель постановки спектакля в 8 классе – преобразование энергии переходного возраста в энергию сценического образа. Что подходит? Любовные переживания, трагические и комические, героев Шекспира. К тому же тексты Шекспира, заученные в количестве целой роли, – хорошая «стилистическая прививка» для формирующейся личности подростка.

9 класс. 15-летний человек подвержен действиям полярностей, обладает черно-белым восприятием мира – все в этом возрасте максималисты и индивидуалисты. Классный коллектив разделен на группы, разъединен. Наша задача – помочь обрести некую гармонию с миром, друг с другом, преодолеть категоричность оценок. Коллективная деятельность над созданием спектакля тут как нельзя кстати. Преимущественно берем комические произведения. Юмор создает дистанцию по отношению к вещам, которой так не хватает подросткам. При этом никуда не уходят такие противоположные смеху движения души, как сочувствие, сострадание и плач. У нас были поставлены «Нос» Гоголя, «Недоросль» Фонвизина и совершенно необычная ироничная пьеса Максимова «Убить Моцарта».

10 класс. Главная тема – человек. В том числе человек «во плоти». В театре эта тема может быть прожита через кукольный спектакль. Куклы к спектаклю придумываются и создаются самими ребятами. Создание куклы, ее рождение подобно рождению ребенка. Человек, который создает куклу, с одной стороны, является ее творцом, с другой – словно проживает ее жизнь. Молодые люди в этом возрасте как раз постепенно отходят от полярных суждений. Время избавляться от произвола симпатий и антипатий.
У нас были поставлены «Алые паруса» (марионеточный спектакль по Грину), «Каменный гость» (с элементами театра масок, по Пушкину). Пушкинская же «Барышня-крестьянка», драматический спектакль с элементами театра марионеток. Сент-Экзюпери, «Маленький принц».

11 класс. Это возраст поиска. Поиск идеала как внутри себя, так и в мире. Мучительный вопрос выбора жизненного пути. Хочется собрать представления о мире в единую картину. И более всего выпускников интересует образ современного человека. Поэтому очень хороши постановки спектакля по какому-нибудь произведению новейшей литературы. У нас были поставлены спектакли по ранним рассказам Дины Рубиной «Когда же пойдет снег?» и по повести Виктора Пелевина «Желтая стрела». Был и индивидуальный театральный проект ученика – моноспектакль по рассказу Чехова «Открытие».
…Театральные занятия в нашей школе меньше всего напоминают студийные. На первом плане не актерский тренинг, а совсем другое. Сфера чувств человека, возможность проявления способностей, восполнение недостатка личного опыта переживаний…

Рейтинг@Mail.ru