Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС


Курбатов Рустам

Урок, который начинается с фильма

Никаких «вступлений», «объяснений» и «обратите внимание на…». Просто выключаем свет и смотрим!

Это рассказ о том, как соединить удовольствие и учебу. Какую пользу можно извлечь из просмотра фильмов на уроках истории. А может, и не только фильмов. И не только на уроках истории.

 

Лица детей, смотрящих фильм

Больше всего ребенок на уроке любит смотреть фильм. А я больше всего люблю смотреть на детей, смотрящих фильм. Умные лица, неподдельный интерес.
Фильм на уроках истории – это как эксперимент на физике, лабораторная – на химии, прогулка в лес – на биологии. Там, на точных науках, можно посмотреть и потрогать – на истории же не переместишься в эпоху строительства пирамид.
Но есть фильм! Эффект присутствия максимальный. На какие-то мгновения стирается грань: изображение на экране становится частью жизни, и ты уже как бы там – в лаборатории средневекового алхимика, на борту Арго вместе с Ясоном, на строительстве Великой стены в эпоху Хань…
Я «задал себе урок» в этом учебном году: каждый раз показывать детям фрагмент фильма. Минут двадцать – на пару уроков. Один фильм в неделю. Хороших фильмов так много, что хватило бы лет на десять...
Конечно, всегда найдутся «сильные учителя» и серьезные родители, которые выскажутся, что «и так они читать перестали», «что надо учить, а не забавлять» и проч.
Надо. Но когда я смотрю на лица детей, которые смотрят фильм…
Фильм, вызывающий настоящий, неподдельный интерес, – это первый шаг к чтению. Седьмой класс загорелся изобретениями Леонардо да Винчи (показал им фильм о том, как в XX веке по чертежам Леонардо сделали парашют и танк). Ладно мальчишки – это можно было предвидеть, но и девчонки… Вот теперь и время брать книжку в руки.
Фильм – это прямой путь к сердцу ребенка. Фильм пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «нешкольного знания».
Знания, в основе которого ощущения и образы. Ощущение – от слова «ощупь». По возможности ребенку надо все потрогать своими руками, пощупать. Психологи называют это «тактильно-кинестатическим языком кодирования информации».
А что нельзя потрогать руками, можно увидеть и представить – наглядно-образный язык кодирования. Лучше один раз увидеть…

Мagic number seven

Итак, каждая тема начинается с фильма… Разумеется, мы не просто «кино смотрим». Фильм настолько богат всякими полезными веществами, что надо постараться выжать из него все эти «витамины и аминокислоты».
Фильм – всегда начало темы. Никаких «вступлений», «объяснений» и «обратите внимание на…». Просто выключаем свет и смотрим…
Фильм сам порождает вопросы. А дети разберутся, на что обратить внимание.
Сеанс закончен, включили свет. Первое задание – «краткое содержание просмотренного», иначе говоря – «план». Разумеется, я не диктую план – дети пишут его сами. Пять минут на разговоры в группе – чтобы «прокрутить» еще раз кинопленку в голове и выделить «важные моменты».
Очень толковая работа. Возможно, это один из главных школьных навыков или, как говорят в последние годы, «компетенций» – умение составлять план. Наши шестиклассники это делают легко. Достаточно один раз объяснить. И я уверен, что, став через пять лет студентами, они не будут скрипеть перьями (стучать по клавиатуре ноутбука), пытаясь записать каждое слово лектора. Ведь не надо записывать каждое слово – надо уметь сокращать и «сжимать», то есть писать план.
Еще одна ремарка: полезнее записывать «план фильма», чем «план параграфа». В параграфе – там всегда главные мысли выделены жирным шрифтом. И ученик думает, что это действительно «главные мысли». А с фильмом такая штука не пройдет. Ребенка не обманешь: он выделит и запишет то, что действительно произвело на него сильное впечатление…
Последнее: я стараюсь не говорить детям слова «план». Все проще: «Вам завтра надо будет рассказать родителям о том, что увидели, – сделайте записи, чтобы легче было вспомнить…» Да, кстати, «пунктов» такого «плана» должно быть 6–7, не больше. Magic number seven.
И не находим нужного вопроса…
«Составить план» и пересказать содержание – это не больше чем развитие памяти. Дело хорошее, но не самое главное. Важнее – умение, извините, думать.
И если наша старая добрая школа память хоть как-то развивала: «повтори, повтори еще раз...», то с этим вторым умением было совсем «никак».
А ведь просто все. Что такое «умение думать» или «мышление»? Способность искать ответы на вопросы.
«Вот вам еще пять минут работы в группе (переворачиваю часы), предложите сами вопрос на обсуждение».
Что вас больше всего удивило в фильме? Что показалось странным? О чем бы вы хотели поговорить? Какую проблему вы бы поставили на обсуждение, если бы были учителем?
Один-два «сущностных вопроса», рожденных детьми, ставлю на обсуждение...
Как говорил Клод Леви-Стросс: «Настоящий ученый не тот, кто отвечает на вопросы, а тот, кто задает их».

Знание, выраженное словами…

Мы смотрим фильм. Дети делают «записи для памяти». Сами ставим вопросы для обсуждения… «А сами как думаете? Как бы вы ответили на эти вопросы?» – еще пять минут работы в группах.
От каждой группы выступает один человек. Выслушали трех-четырех человек – три-четыре мнения. Я могу себе позволить в конце высказать и собственный вариант ответа. На «хорошие вопросы» нет одного ответа, а порой на них вообще нет ответа.
Я понял, в чем главная проблема Школы: тут всегда все ясно. А если что-то неясно, если кто-то что-то недопонял – значит, плохо объяснил учитель… Надо так, чтобы «от зубов отскакивало».
Но знание, выраженное словами, не есть настоящее знание – вольный перевод первого чжана «Дао дэ дзин».
По крайней мере это касается «гуманитарных наук». В настоящем знании больше непонимания, сомнения – чем уверенности, вопросов – чем ответов. Оно скорее «незнание», чем «знание».

«Совсем другое кино»

«А давайте сегодня фильм посмотрим!» – с тайной надеждой просят шестиклассники. «А сделайте нам спецкурс по фильмам, как в восьмом классе было…» – это Никита из десятого…
Больше всего на уроках истории дети любят смотреть фильмы. Что остается мне, учителю? Научиться извлекать максимум пользы из «этого кино». Вот мы и отрабатываем все «ключевые компетенции» на просмотре фильмов: учимся составлять план, пересказывать по плану содержание, ставить проблемы, искать ответы на вопросы, вести дискуссию, работать в группах.
Наблюдение – структурирование информации – постановка проблемы – поиск ответов… Вместо фильма может быть и рассказ учителя, и учебник, и исторический документ – последовательность действий та же.
Какой бы ни был текст, мы сначала воспринимаем и укладываем в голове новую информацию, потом задаем вопросы и ищем на них ответы. Очевидно, это простейшая цепочка исследовательского метода на уроках истории.
А может, и не только на уроках истории. Разве не так происходит на уроках биологии, литературы, физики или географии?
Наблюдение: эксперимент, чтение текста, экскурсия… Удивление: от столкновения привычного с новым. Поиск ответов – которые в свою очередь рождают новые вопросы.
И если мы сможем не просто «объяснять новый материал», а вести ребенка по этому непростому, но безумно интересному пути: через сильные впечатления от столкновения с новым, через удивление и непонимание – к собственным предположениям и догадкам, тогда у нас получится совсем другая школа. И совсем другой урок: маленькое собственное открытие…

 

Рейтинг@Mail.ru