Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Почему пустует место за партой

Может быть, еще и потому, что нам проще бороться за посещаемость, чем вести кропотливую педагогическую работу

Ни в одной стране не существует достоверных данных о количестве учеников, пропускающих занятия по неуважительным причинам. По официальным отчетам, европейские школы прогуливают ежедневно 5–7% детей. В России эта цифра еще выше (более 10% среди учеников средней и старшей школы, из них половина – «злостные», то есть способные на многодневные «загулы»), но столь же недостоверна. Опросы психологов свидетельствуют, что лишь 43% учеников никогда не пропускают школу. Пропускают школу время от времени 42% детей, каждый одиннадцатый опрошенный не ходит на определенные уроки. В частых пропусках уроков признались 4% ребят (мальчиков в три раза больше, чем девочек). Когда дети пропускают школу, то более половины (60%) предпочитают остаться дома, 33% пойдут к друзьям. Но каждый пятый (22%) будет гулять по улицам, пока не придет время возвращаться домой. Почти треть детей старшего подросткового возраста (8–10 классы) при прогулах уроков проводят время на улице. 18% мальчиков при пропуске уроков посещают компьютерный клуб (девочек в 4,5 раза меньше). Достаточно опасное времяпрепровождение. Известно, что 5% от общего числа противоправных деяний совершается детьми и подростками в учебное время, то есть школьными прогульщиками.
Однако учителям, погруженным в повседневную суету, выгодно «не замечать» пустых парт, родителям, дорожащим семейным покоем, удобно «не знать», где целый день болтался ребенок, у самого прогульщика просто нет достаточно близкого человека, с которым можно было бы обсудить ситуацию.
На вопрос: «Есть ли в вашей жизни человек, к которому вы могли бы обратиться за помощью или советом?», 6% детей ответили отрицательно. К родителям обратятся только 56% опрошенных, 61% – к друзьям. Учитель, классный руководитель в последнюю очередь узнают о проблемах учеников (за советом к педагогу обратятся только 4% ребят).
Признание существования проблемы требует от взрослых огромных усилий, направленных на помощь детям, не выдержавшим суровой школьной жизни. Да и самим детям приходится много работать над собой.
Кому же хочется так напрягаться? Вместо серьезной кропотливой работы проще начать бороться. Ввести электронные пропуска, фиксирующие вход и выход ученика из школы, сведения о посещаемости и успеваемости ребенка посылать родителям на мобильные телефоны, заставить их платить солидные штрафы за своих излишне свободолюбивых отпрысков. Специальные патрули вылавливают нарушителей по магазинам и игровым клубам. Но даже самые суровые наказания только помогают взрослым изображать бурную деятельность.
Реальное решение проблемы начинается с выяснения вопроса: почему данный ребенок прогуливает уроки? Только тогда можно не бороться героически с прогулами, а эффективно работать с конкретной задачей.

Рейтинг@Mail.ru