Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Татьяна Клячко: «Сейчас ситуация в образовании является отражением сырьевой экономики»

Составление прогнозов экономического развития системы образования – дело сравнительно новое для российской науки.
Из всех прогнозов, сделанных за последние 10–12 лет, особо можно выделить прогноз 2000 года, уточненный в 2001 г. рабочей группой Госсовета. На основе этого прогноза была разработана Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Недавно в Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ прошла конференция «Прогноз экономического развития системы образования до 2025 года», на которой выступали ведущие специалисты в этой области. Прокомментировать главные выводы из проведенных исследований и высказать свою точку зрения на эту тему мы попросили директора Центра экономики непрерывного образования Татьяну Клячко.

 

– Какова методика составления прогнозов, какие данные используются в процессе этой работы?
– Прежде всего демографические прогнозы (численность воспитанников, учащихся, студентов, их распределение по уровням образования), экономические показатели – динамика ВВП на предстоящий период и доля расходов на образование в ВВП, бюджетные расходы в расчете на одного учащегося. Кроме того, учитываются основные тенденции в сфере образования – такие как введение двух­уровневой системы в вузах, ЕГЭ, текущее состояние данной сферы, продолжительность технологических циклов на каждом уровне образования (например, в общем образовании – 11 лет, в НПО и СПО – 3–4 года, в ВПО – 4–6 лет).
Чем короче технологические циклы, тем, по нашему мнению, легче система поддается изменениям.
В общем образовании вводить инновации (например, новые стандарты) можно только после завершения очередного этапа обучения ребенка – начальной или основной ступени.
Прогнозы составляются на среднесрочную и долгосрочную перспективы и имеют несколько вариантов: пессимистический, умеренный и оптимистический по динамике ВВП и доле расходов на образование в валовом внутреннем продукте, а также инерционный или инновационный по внутренним для системы образования факторам.
Прогноз в образовании должен делаться постоянно, на основе «скользящей» методики, когда мониторинг экономики образования встраивается в процесс прогнозирования будущего состояния системы. Это означает, что если прогноз сделан, например, в 2009 г. на период 2010–2015 годы, то в течение 2010 г. отслеживается текущая ситуация и, опираясь на актуальные данные, составляется прогноз на следующую пятилетку – 2011–2016 годы, корректируя ранее полученные результаты. Таким образом, прогноз все время настраивается на происходящие изменения. «Скользящий» метод позволяет не только фиксировать накопившиеся проблемы, но и вовремя их решать, а также предупреждать новые. Поэтому система управления в сфере образования может постоянно учитывать динамику развития ситуации на различных уровнях образования.
– Как помогают специалистам ваши прогнозы?
– С помощью нашей методики в ряде субъектов Российской Федерации (Самарской, Тверской, Псковской областях) были сделаны свои региональные прогнозы, которые стали реальным инструментом образовательной политики, позволяющим решать конкретные задачи, в том числе планирование бюджетных расходов на три года. Еще несколько регионов проявили интерес к этим разработкам.
– В докладе «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» прогнозируется, что доля бюджетных расходов на образование возрастет с 4,2% ВВП в 2008 г. до 5,5–6% ВВП в 2020 г. Между тем, начиная с 2009 г., уменьшается как объем самого ВВП, так и доля расходов на образование. Чем объяснить оптимизм авторов?
– Концепция разрабатывалась до кризиса, когда экономика росла и развивалась, в разгар реализации приоритетного национального проекта «Образование», на фоне увеличения бюджетных расходов на эту сферу. Но как показывает анализ нынешней ситуации, на показатель бюджетных расходов в 5,5–6% от ВВП мы можем выйти теперь только в 2025 г., при этом бюджетные расходы на образование будут расти, обгоняя рост ВВП. Если мы хотим выйти на указанные цифры раньше, то необходимо еще более значительное перераспределение государственных финансовых ресурсов в систему образования, более динамичное проведение в ней реформ организационно-экономического механизма. В 2008 году бюджетные затраты на образование составляли 4,2% от ВВП. В 2003–2004 гг. доля бюджетных расходов на образование в 3,4% ВВП считалась нормальной, а повышение этого показателя до 3,8% расценивалось как оптимистический вариант. В 2009 г. ВВП уменьшился, и это очень серьезно сказалось на региональных расходах в сфере образования. К сожалению, мы откатываемся на прежние позиции, но будем надеяться на лучшее.
– Какова доля расходов на образование за рубежом?
– Она очень разная. По данным журнала «Economist», самая большая доля расходов на образование в ВВП в Йемене – 9,5%, в Монголии на эти цели тратят 9,0%, в Швеции – 7,7%, в Намибии – 7,2%, в Финляндии – 6,4%, в Японии – 3,8%.
– Какие прогнозы в сфере образования оправдались?
– Значительную часть мероприятий, заложенных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., удалось осуществить. Это введение уровневого высшего образования, проведение эксперимента по ЕГЭ и введение его в штатный режим, быстрый рост бюджетных расходов на образование с 2000 по 2008 год, введение нормативно-подушевого финансирования в общем образовании.
Пока не удалось решить в полной мере задачу организации предшколы, что необходимо для социализации детей и выравнивания их стартовых возможностей при поступлении в школу, особенно если речь идет о детях из малообеспеченных семей, из семей, где образовательный и культурный уровни родителей невысоки. Предшкола – это не школа, никто не собирается сажать детей за парту в 5 лет. Программы предшкольного обучения должны реализоваться в детских дошкольных учреждениях, поэтому главное внимание надо обратить на подготовку воспитателей детских садов.
– При подготовке вышеупомянутой концепции велись дискуссии о введении 12-летнего школьного обучения. Бывший министр образования, ныне ректор РУДН Владимир Филиппов до сих пор отстаивает эту идею, о чем свидетельствовало его выступление на конференции. Разделяете ли вы его точку зрения?
– Весь мир увеличивает сроки обучения молодежи в школах до 12, 13, а то и до 14 лет: на рынок труда должны выходить социально зрелые личности. Работодатель уже не воспринимает всерьез 16–17-летних мальчишек и девчонок, как это было раньше.
По этой причине выпускники ПТУ мало востребованы на рынке труда. Уже сейчас идет интеграция учреждений НПО и СПО. Прогноз показывает, что если в среднесрочном периоде ресурсов на реализацию этой цели недостаточно, то начиная с 2014–2016 гг. (в зависимости от варианта прогноза) указанный процесс можно резко интенсифицировать. Это будет продиктовано не только соображениями престижа, но и требованиями высокотехнологичного производства, для которого уровень квалификации выпускников НПО явно недостаточен.
– Каковы перспективы развития высшего образования?
– В 2007 г. был сделан прогноз на 2009–2011 годы, в котором предсказывалось нарастание рисков для этой системы, связанных с выделением инновационного ядра вузов и уменьшением платного приема на фоне ухудшения демографической и экономической ситуаций.
Если год назад на платной основе у нас обучались 66% студентов, то через некоторое время этот показатель снизится до 49–50%. Это приведет к закрытию многих филиалов и негосударственных вузов.
Одновременно будет сокращаться и бюджетный прием, однако резкого снижения контрольных цифр приема в ближайшие годы не произойдет, поскольку для этого есть жесткие сдерживающие факторы. Напомню, что у нас действует норма Закона «Об образовании», согласно которой в государственных вузах на бюджетной основе должны обучаться не менее 170 студентов в расчете на 10 тыс. населения, а с переходом на преимущественно двухуровневую систему (бакалавриат – магистратура) прием в вузы на бюджетные места может даже начать увеличиваться. Толчком к этому послужит и демографическая ситуация: с 2018 г. начнет увеличиваться число выпускников школ. Так, в 2018 г. по сравнению с 2017?г. оно вырастет примерно на 3,4%. До 2018?г. численность выпускников будет падать. Далее пойдет медленный, но постоянный рост.
– В настоящее время люди с высшим образованием составляют 33% от населения в возрасте 17–25 лет. Неужели этот показатель свидетельствует о переизбытке студентов в нашей стране?
– В мире можно найти любые примеры. В Финляндии в вузы поступают 88% от соответствующей возрастной группы, то есть от численности детей, которые пришли в школу, в Южной Корее – 85%.
У нас поступают в вузы примерно 69% от общего числа детей, поступивших в первый класс, к ним прибавляется значительная доля выпускников техникумов и ПТУ. Поэтому длительное время у нас число поступающих в вузы на 200–300 тыс. превышало число выпускников школ.
Кроме того, у нас достаточно много студентов старше 25 лет, которые по возрастным параметрам не входят в эти 33%.
– Сегодня многих волнует вопрос о том, какие специалисты будут востребованы в ближайшие годы. Насколько точными могут быть такие прогнозы?
– Нельзя «стыковать» прогноз развития системы образования и рынка труда и утверждать, что одни специалисты будут востребованы, а другие нет, поскольку все случится ровно наоборот. Например, в 70-е годы министерство труда США выступило с заявлением, что через десять лет в стране ожидается, скажем, нехватка математиков и переизбыток физиков, в результате молодые люди решили действовать сообразно данному прогнозу, то есть прямо наоборот. И страна получила избыток математиков и нехватку физиков.
– Если следовать этой логике, нам лучше «плыть по течению», смирившись с нынешним энергосырьевым путем развития страны, и не прилагать усилий для того, чтобы свернуть на путь инноваций?
– Готовы ли мы к переменам – это большой вопрос. В каком-то смысле сейчас ситуация в образовании является отражением сырьевой экономики, когда многие отрасли нашей экономики слабо развиваются и поэтому многие выпускники вузов не работают по специальности и уходят в другие сферы, в том числе в сферу услуг, которая живет во многом за счет перераспределения средств от нефтегазовых доходов. Переход к новым экономическим моделям потребует коренной перестройки образовательной системы и другого подхода к прогнозированию потребностей в кадрах. Сегодня, например, корпорация «РОСНАНО» за свои деньги и под конкретные задачи начинает готовить специалистов в различных вузах для инициированных ею инновационных производств. На эти специальности большие конкурсы. Аналогичная картина могла бы сложиться и на других направлениях подготовки, если бы государство объявило их приоритетными. А пока вузы обучают генных инженеров, биологов моря и других фактически «в никуда». И в развитых странах примерно 40% выпускников вузов работают не по специальности, потому что рынок труда очень динамично меняется. Для этого и существует система непрерывного образования, которая помогает человеку перестроиться в соответствии с новыми требованиями работодателей и запросами экономики.
– Когда начнется работа над новыми прогнозами в сфере образования?
– Предыдущие разрабатывались в рамках Федеральных целевых программ развития образования (на 2001–2005 гг., 2006–2010 гг.), но будут ли выделяться на это средства в новой программе, мне пока не известно.

Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru