Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2009
XIII Соловейчиковские чтения
Краткий стенографический отчет

Курбатова Елена

Начальная школа. Двадцать один способ, чтобы дети не спали на уроках

Прежде чем говорить о конкретной работе педагогов, завуч начальной школы Елена Курбатова рассказала о некоторых особенностях лицея «Ковчег». Начала она с того, что в «Ковчеге» нет оценок. По мнению педагогов школы, безотметочная система позволяет индивидуально оценивать успехи каждого ребенка, поддерживать и направлять его. Учителя «Ковчега» убеждены, что внимание учителя и интерес родителей гораздо важнее, чем оценка.
– Без оценок ребенок работает лучше, – объясняла Елена Курбатова. – Мы берем в нашу школу всех детей. Бывают случаи, когда от учителя мало что зависит, а нужен, например, дефектолог. И как с такими учениками работать по традиционной схеме?

Вместо отметок ребята в «Ковчеге» зарабатывают звездочки. Сами или вместе с учителем решают задания, сами вешают заслуженные звездочки на доску напротив своей фамилии и, таким образом, всегда могут отследить свою успеваемость, сравнить ее с успехами других. Когда тема пройдена, а звездочки накопились, ребята получают зачет. Кстати, дети прекрасно понимают цену каждого зачета – в классе идет совместная работа, и ученики хорошо осознают, кто как учится и на что способен. Поэтому и обид нет – почему и мне зачет поставили, и соседу, хотя он гораздо больше ошибок сделал. Все на виду – и успехи, и неудачи.
– Зачем нам про безотметочную систему рассказывают? – тихо недоумевает учительница в задних рядах. – Ведь в теме мастер-класса заявлено совсем другое.
Но дело в том, что все в «Ковчеге» связано друг с другом, а в результате из множества, казалось бы, мелких отступлений от традиционной классно-урочной системы складывается свой неповторимый педагогический рисунок.
Безотметочная система – только штрих в работе лицея «Ковчег».
Другой – например, маршрутные листы.
– Их два вида, – говорит Елена Курбатова, демонстрируя разлинованный лист формата А3. – Один для самоподготовки учеников, потому что у нас нет домашних заданий и дети сами вместе с учителем выполняют задание в классе. А второй лист – для наших проектов.
На такую «мелочь», как отсутствие домашних заданий, Елена Курбатова и не обращает внимания. А ведь домашнее задание обозначает присутствие школы в домашней жизни ребенка. В «Ковчеге» их взяли и упразднили. Как же дети осваивают материал?
– На уроках, – поясняет Елена Курбатова. – Все успевают. Рассмотрим лист для самоподготовки. Здесь по горизонтали имена всех детей, а по вертикали – все те задания, которые они должны сделать за неделю. Задания расписываются на два дня вперед. За каждое задание дается звездочка, за повышенную сложность – две звездочки, а за головоломки можно получить три звездочки.
Все дело в том, по словам Курбатовой, что у детей разный уровень, и один может за урок решить много сложных задач, а другой весь урок с учителем просидит над одной.
И как же «работает» маршрутный лист? В чем его плюсы?
– Во-первых, учитель не навязывает ученикам, что надо делать, – разъясняет Елена Курбатова. – Ребенок сам может выбрать порядок выполнения и уровень заданий. Во-вторых, он получает результат моментально: учитель тут же проверяет задание. Если все верно, то ребенок берет звездочку и сразу же прикрепляет ее на доске напротив своей фамилии. Им это очень нравится, им вообще нравится ходить по классу. Нравится выбирать и самим решать.
– К тому же такая схема работы дает наглядность, – продолжает она. – Дети сами видят, как они продвигаются. Это видят и родители, они могут сразу оценить успехи ребенка за неделю.
Главная сложность, замечает Курбатова, в том, что учитель должен подсказать каждому, как ему лучше двигаться. Одному поручать сложную самостоятельную работу, другому – более простые задания. Эта система позволяет педагогу заниматься с отстающими детьми, пока более сильные работают самостоятельно.
– А для каких целей второй маршрутный лист? – спрашивают из зала.
– Для наших проектов и интересных дел, которые мы задумываем с детьми, – улыбается Курбатова. – Каждый проект состоит из отдельных этапов. Это может быть экскурсия, фильм, работа с энциклопедиями, работа в библиотеке, обязательно написание текста, оформление текстов в газету и защита. Если ребенок проходит все эти этапы, он получает зачет. Как правило, они все проходят. Конечно, тексты разные – один напишет развернутое сочинение, другой – два предложения, но это будет его уровень.
– Это нереально, – вполголоса замечает одна учительница другой в задних рядах.
– А что вы хотите? Школа частная, детей у них в классах немного, – пожимает плечами соседка. – Вот и устраивают себе праздники.
– А программа? – возмущается первая. – Ну и что же, что частная? ЕГЭ все равно сдавать надо. Как они с госстандартом работают?
Тем временем Елену Курбатову у микрофона сменяет учитель начальных классов Ирина Маслакова .
– Я скажу несколько слов о том, что мы делаем на уроках литературного чтения, – начинает она. – Это главная проблема: как привить детям любовь к книгам? Сегодня дети не хотят и не любят читать. Поэтому и техника чтения низкая. Как же заставить детей читать, причем не силой заставить, а так, чтобы желание читать шло изнутри?
Учителей переход от общих принципов работы «Ковчега» к конкретной работе заинтересовывает – обсуждение в зале постепенно затихает.
– Расскажу об одном из приемов, – продолжает Ирина Викторовна. – В этом году я взяла первый класс и предложила: давайте сделаем волшебную книгу. Видели бы вы, как у них загорелись глаза. Я поставила аудиозапись со сказкой Корнея Чуковского. И спросила: хотите ли вы выпустить диск со сказками, которые сами читаете? Конечно, они захотели.
Как же можно записать аудиодиск с малышами, которые еще не умеют читать? – переглядываются учителя в зале. Ведь по статистике, половина детей, приходящих в первый класс, не знают букв. А особого отбора в «Ковчеге» нет.
Но технология на самом деле простая.
– Мы посадили детей перед компьютерами, включили запись и дали текст, по которому они могли следить за диктором и читать следом, каждый в своем темпе, – объясняет Ирина Викторовна. – А нечитающие дети слушали и запоминали.
Произведения подбирали, знакомые первоклашкам с детского сада – «Муха-цокотуха» или «Тараканище», которые они и так знают наизусть. Ирина Маслакова включает запись, и в зале раздаются голоса детей – сбивчивые, неуверенные. Но каждый читает свой отрывок.
– Представляете, они еще не умеют толком читать, но уже выпустили свою первую книгу, – восклицает Ирина Викторовна. – Волшебную книгу – потому что она умеет говорить.
Кстати, услышать эти аудиозаписи можно на сайте лицея http://www.covcheg.org/.
Разумеется, от такого опыта встречи с книгой дети в восторге. И учителя «Ковчега» успешно «цепляют» их через этот интерес, предлагая все новые темы для аудиозаписи. Так постепенно и двигаются. А к третьему-четвертому классу родители изумляются – дети читают сами дома, и к тому же книги не из школьной программы.
– Все дело в том, что мы исходим из интереса ребенка, – поясняет учитель Светлана Болдина, взявшая микрофон. – Мы стараемся подбирать книги, интересные для конкретного возраста. У меня четвертый класс, и мы уже выполняем проекты посложнее – литературные спектакли. Читаем по ролям, проводим конкурсы на лучших чтецов, и дети сами выбирают – кто лучше всего читает текст роли.
Стоит отметить, что технология работы в основе своей такая же – учитель подбирает вспомогательный материал: фильмы, мультфильмы, аудиозаписи – все, что поможет детям войти в мир произведения.
Впрочем, школьную программу в «Ковчеге» тоже успевают осваивать. В той же, казалось бы, игровой, несерьезной форме проходят и басни Крылова, и рассказы Толстого – все содержание школьного учебника. Учебники, к слову, у них тоже стандартные.
Работа необычная. Хотя, если вдуматься, она построена всего на нескольких принципах. Ребенку должно быть комфортно в классе, интересно и у него не должно быть страха получить плохую отметку. И еще – постоянная работа со словом, устным и письменным. Постоянное чтение, написание, наговаривание текстов, анализ собственной речи, защита своих проектов (письменных опять же) перед другими учениками, учителями, родителями. А в итоге – дети к четвертому классу свободно и выразительно читают, не боятся выступать перед аудиторией и даже пишут стихи и прозу.
…К концу выступления недоумение по поводу нестандартной работы «Ковчега» в аудитории все больше нарастало.
– Если мы говорим, что ваша школа строится на безотметочной системе, то тогда ведущей компетенцией в вашей системе обучения является компетенция формирования контрольно-оценочной деятельности, – внезапно поднимается учительница в первых рядах. – Хотелось бы узнать, как формируется контрольно-оценочная деятельность, есть ли научный руководитель у школы?
– Никакого научного руководителя у нас нет, – говорит Елена Курбатова, взяв микрофон. – Школа частная, создавалась людьми для своих детей, и в ней реализуются несколько иные принципы образования. Может быть, они спорные, но таково наше понимание. Что касается контрольно-оценочной системы, то нам хотелось создать такую систему, в которой были бы учтены интересы всех трех сторон – родителей, учителей и детей. От отметок мы отказались. Но оценку учитель обязательно выносит – потому что ребенок нуждается в оценке своей работы, нуждается в том, чтобы его поддерживали.
– Скажите, ваша школа никому не под­отчетна? – берет микрофон еще одна учительница. – У меня тоже масса идей, множество начинаний. Но надо мной такой аппарат, что я ничего не могу сделать.
– Нет, что вы, – отвечает Курбатова. – Мы тоже отчитываемся, от госстандарта нам тоже никуда не уйти. Но мы стараемся.
– Я понимаю, что всем нам приходится идти на компромиссы, – подытоживает Артем Соловейчик. – И не всем удается сохранить ту степень свободы, которая существует, например, в «Ковчеге». Сегодня вы уйдете с чтений, взяв, может быть, совсем немного, но из этого вы выстроите свое видение образования. Как? Не знаю, но у вас обязательно получится. Ведь сейчас подлинное образование живет в очень узких, локальных областях. И надо искать ходы, способы сохранять эту педагогическую свободу. Потому что то, что вы делаете, нуждается в защите.


Лекцию вели Елена Курбатова, завуч начальной школы лицея «Ковчег–XXI век», и учителя лицея

Записал Алексей Олейников

Рейтинг@Mail.ru