Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Еще недавно в начальной школе гиперактивных детей было немного – по одному-два в классе. Теперь же в эту группу попадают 20–30% учеников. И значит, все большую актуальность приобретает проблема эффективного обучения детей, которые крайне тяжело адаптируются к требованиям школы. Правда, исследования возрастной динамики показывают, что проявления этого синдрома при благоприятных условиях развития ребенка, как правило, к 13–15 годам почти исчезают. Но здесь, как пишет Елена Федоренко в статье «Ресурсы педагогов в работе с гиперактивными детьми» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2009 год), особый акцент следует сделать на словах «при благоприятных условиях развития». А эти условия создаются или не создаются взрослыми. Что же надо учесть педагогам при организации учебного процесса? Прежде всего автор советует подумать о противоречиях между возможностями гиперактивного ребенка и типичными требованиями учителей. Назовем эти противоречия. Высокая потребность гиперактивного ребенка в движении и малая подвижность на уроке, а часто и ограничения в движении даже на переменах.

Импульсивность поведения ребенка и нормативность отношений на уроке. Многоканальное восприятие гиперактивного ребенка и недостаточный арсенал способов предъявления учебного материала учителем. Игровой опыт ребенка и отсутствие игрового пространства в школе. Неустойчивая работоспособность гиперактивного ребенка и фиксированная (формальная, стандартная) система оценивания знаний, умений, навыков (гиперактивные дети показывают нестабильные результаты в выполнении самостоятельных заданий по предметам (во многом результат зависит от того, каким по счету был урок или как он был организован).

В этом же номере журнала («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2009 год) опубликована статья Ольги Козачек «Гиперактивный ребенок: как его воспитывать и обучать?» с описанием различных игровых упражнений.

В частности, для тренировки внимания, произвольности поведения, а также развития доброжелательного отношения к сверстнику можно использовать игры типа «Кто во что одет?»: «Внимательно посмотрите друг на друга: кто во что одет? А теперь, давайте отвернемся. Я буду задавать вопросы, а вы будете вспоминать то, что вы видели. Потом вы повернетесь и проверите». Развитию внимания и снятию мышечного напряжения способствует подвижная игра «В магазине зеркал»: «В магазине стояло много больших зеркал, туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Зеркала ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, они тоже ей погрозили, она топнула ногой, они тоже топнули. Что бы ни делала обезьянка, они все за ней повторяли. Кто хотел бы побыть обезьянкой?»

Как соединить авторитет учителей с любовью к родителям и направить эту великую силу на благо ребенка? Как сделать родителей активными участниками школьной жизни? Как добиться того, чтобы эта активность не снижалась по мере взросления ребенка? Успешный опыт решения этих важных задач есть у педагогов лицея № 2 г. Ступино Московской области. А познакомиться с ним можно прочитав статью Ирины Букиной «Работаем вместе и учимся друг у друга» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 7 за 2009 год). Один из секретов лицея состоит в открытости: открытые классные часы и регулярные педагогические консультации для родителей здесь уже стали традицией. А вот новая инициатива: серьезный разговор о главном, на который приглашаются папы и мамы. Тему разговора выбирали дети. Конечно, на первое место вышли: «Права и обязанности детей и родителей», «Почему взрослые не понимают детей?», «Кто выбирает нам друзей», «Когда можно влюбляться», «Безопасность нашей жизни»… Автор рассказывает, что дети и классные руководители готовились к первому откровенному диалогу долго. Что же касается родителей, то многие из них оказались не готовы к таким важным разговорам. И все же, как отмечает И.Букина, «наш разговор удался, ведь он заставил о многом задуматься и детей, и взрослых. На пресс-конференции по итогам этого дня родители высказали единодушное мнение, что необходимость в таком разговоре давно назрела. А еще родители с удивлением отмечали, что их дети выросли, а они этого не заметили, потому что дома не разговаривают на такие темы, и очень просили сделать встречи традиционными».

Рейтинг@Mail.ru