Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Дашковская Ольга

Золото учебных олимпиад проверят на пробу

Требования к интеллектуальным соревнованиям школьников ужесточаются

В этом году в олимпиадах школьников приняли участие 423600 учащихся, или почти половина всех выпускников 11 классов. 20663 человека стали победителями и призерами, получив преференции для поступления в вузы (например, они могли быть приравнены к лицам, набравшим максимальное количество баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, или зачислены в вуз без вступительных испытаний).

На днях в МГУ состоялось заседание Российского совета олимпиад школьников, на котором обсуждались итоги проведения олимпиад в 2008/09 учебном году, а также планы по организации интеллектуальных соревнований школьников в новом учебном году.

Количество заявок уменьшилось, качество – возросло

В дискуссии приняли участие ректоры ведущих вузов и представители Министерства образования и науки.

Напомним, что поправки, юридически закрепляющие статус олимпиад школьников, были внесены в Закон «Об образовании» 25 февраля 2007 года по предложению Российского союза ректоров.

В октябре 2007 года был создан Российский совет олимпиад школьников – общественно-государственный орган, призванный координировать все интеллектуальные соревнования школьников в России. Возглавил новую структуру ректор МГУ В.Садовничий.

Одна из важнейших задач совета и организованных при нем 18 экспертных комиссий состоит в ежегодном отборе наиболее творческих и эффективных олимпиад, перечень которых утверждается приказом Минобрнауки.

В прошлом году эксперты рассмотрели 1200 заявок; в перечень олимпиад вошли 120 из них.

В нынешнем году число заявок сократилось вдвое. Это свидетельствует о возросших требованиях к качеству проведения олимпиад, считает В.Садовничий. Заявки рассматривали более 400 экспертов, 250 из которых – ученые РАН.

В проект нового перечня включено 175 олимпиад. Из прежнего списка в 120 олимпиад было исключено 24 (почти 10% от общего числа), но добавлено 79.

В проекте 32 олимпиады отнесены к первому уровню, 61 – ко второму, 82 – к третьему (от уровня олимпиады зависит то, какие льготы при поступлении в вуз дает победа в ней).

Раньше уровень олимпиады зависел в первую очередь от планируемого числа ее участников. Теперь же главное требование – творческий характер заданий. Примечательно и то, что становится все больше олимпиад, которые совместно организуют образовательные учреждения из разных регионов.

Такая кооперация повысит общественное доверие к олимпиадному движению и сделает интеллектуальные соревнования более доступными для учащихся из отдаленных уголков страны, считают специалисты.

«Олимпиадное движение должно дойти до каждого ребенка», – говорит министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Олимпийская карта

Эксперты, изучавшие заявки, старались включить в перечень больше региональных олимпиад. Пока же условная карта олимпиадного движения страны весьма неравномерна. Например, Центральный, Сибирский и Северо-Западный федеральные округа очень активны, а качество заявок оттуда – высоко. А вот вузы Дальневосточного ФО в прошлом году вообще не организовывали интеллектуальных соревнований школьников. В этом году от них принято несколько заявок, но этого пока явно недостаточно.

Кроме того, эксперты считают, что нужно увеличить число предметов, по которым проводятся олимпиады. И отдать предпочтение точным и естественным наукам, потому что пока в проекте нового переченя лидируют гуманитарные дисциплины.

Так, академик РАН Сергей Новиков обратил внимание на то, что среди олимпиад первого уровня нет ни одной по физике, крайне мало олимпиад по биологии, которая признана ведущей наукой XXI века.

Деньги и контроль

Среди проблем, возникших в первый год проведения олимпиад школьников, специалисты отмечают одну, отодвигающую на второй план все прочие: полное отсутствие финансирования.

«Государственное дело должно быть поставлено на государственную основу»,  – убежден В.Садовничий.

По его мнению, средства нужны, чтобы издавать учебную литературу, обеспечить каждой олимпиаде свой сайт, оплачивать труд экспертов (пока они работают «на энтузиазме»). И наконец, для того, чтобы отправлять проверяющих на финальные туры олимпиад.

Примечательна сама постановка задачи – контроль за чистотой эксперимента непосредственно на местах.

По словам В.Садовничего, «нам необходимо добиваться абсолютно позитивного имиджа олимпиадного движения», в адрес которого все чаще звучат критические замечания.

Как бороться с браком?

Сигналы дошли до самого высокого уровня. Напомним, что в своем интервью программе «Вести недели» 30 августа президент Д.Медведев отметил, что «у нас действительно далеко не все олимпиады показывают самый высокий уровень» и «нужно провести жесткую градацию, какая олимпиада на что дает право».

На вопрос корреспондента «ПС», по какой причине были исключены 24 олимпиады из перечня прошлого года, В.Садовничий ответил, что это было сделано из-за «нетворческого характера заданий, которые буквально повторяли КИМы по ЕГЭ», а также из-за нарушений в организации олимпиад: например, с участников взимали плату или проводили массовое награждение.

По словам ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, «брак по олимпиадам есть, так же как и по ЕГЭ, но он не превышает статистической погрешности». При этом он высказал предположение, что «нечестные люди будут эту нишу осваивать».

Кроме того, ректор ГУ-ВШЭ (вуза, в котором 65% зачисленных на бюджетные места в этом году – победители и призеры олимпиад школьников) предложил предоставить вузам право не учитывать какие-то олимпиады – например, принимать по результатам трех олимпиад по каждому направлению, что, по его словам, «станет дополнительным фильтром».

«Если ректоры – члены Совета по олимпиадам школьников – отказываются принимать результаты каких-то олимпиад, то это свидетельствует о сомнительной репутации интеллектуальных соревнований, и непонятно, как они попали в перечень», – справедливо заметил заместитель министра образования и науки Исаак Калина.

Большинство критических замечаний в адрес олимпиад в этом году было связано с тем, что часть победителей и призеров имели низкие баллы за ЕГЭ по предметам, соответствующим профилю олимпиады.

По мнению А.Фурсенко, здесь важна «система взаимной проверки»: например, если у победителя олимпиады 40 баллов за ЕГЭ, ему не место в вузе.

В ответ на это замечание ректоры приводили примеры того, как некоторые абитуриенты, имевшие 95 баллов за ЕГЭ, подавали заявления в вуз с множеством ошибок.

Как считает зампред Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, поступление в вуз по результатам олимпиад предпочтительнее, нежели по результатам ЕГЭ, поскольку в этом году порог минимальной оценки был искусственно занижен Рособрнадзором.

Но главная задача олимпиад, по убеждению специалистов, – не поступление в вуз, а поиск, отбор и поддержка одаренных ребят.

Пренебрежение этой важной миссией и привело к критике олимпиад.

Например, Владимир Васильев с самого начала предлагал рассматривать только те заявки на олимпиады, которые рассчитаны на участие учащихся 9, 10, а не только 11 классов, в противном случае это профанация.

Его позицию разделяет И.Калина, по словам которого, «нельзя принимать в расчет олимпиады, которые проводятся только для выпускников, поскольку это явная демонстрация того, что олимпиады вузам нужны только для организации параллельного приема, а не для того, чтобы помочь развитию талантливых детей».

Тем не менее преференции для призеров и победителей олимпиад, по общему мнению, должны остаться, вопрос только  – в каком объеме?

Где льготы, там и квоты

Прежде всего как со стороны министерства, так и со стороны самих членов совета звучат предложения ограничить возможное число победителей и призеров олимпиад.

Например, при сохранении общей квоты победителей и призеров – не более 45% от общего числа участников заключительного этапа олимпиады – численность победителей не должна превышать 10%.

Кроме того, рекомендуется дифференцировать льготы для поступления в вуз в зависимости от уровня олимпиады. Наконец, главное, почти революционное предложение, озвученное А.Фурсенко: использовать льготу для поступления по результатам олимпиады можно только в одном вузе, в другие – поступать на общих основаниях, то есть по результатам ЕГЭ.

Чиновники объясняют необходимость введения таких ограничений тем, что победители олимпиад наряду с участниками ЕГЭ принимали активное участие в «образовательном туризме», то есть в рассылке копий документов в разные вузы на разные специальности, тем самым дискредитируя значение олимпиад как профориентационного ресурса.

По словам В.Садовничего, подобное ограничение ущемляет права олимпиадников, и тогда по справедливости имеет смысл распространить это правило на всех льготников.

Впрочем, это пока еще только предложение. Оно будет обсуждаться, но перспектива его реализации очень велика, ведь недавно президент Д.Медведев поручил определить точное число вузов, в которые абитуриент вправе рассылать заявления.

В очередной раз А.Фурсенко и И.Калина критиковали ректоров, неосторожные высказывания которых в адрес детей-инвалидов «спровоцировали не очень толерантное отношение к людям, которые точно этого не заслуживают».

«Да, эти дети пошли на специальности, которые вы называете престижными, но после войны все должности бухгалтеров и юристов были заняты инвалидами, и это считалось нормальным», – напомнил И.Калина.

В.Садовничий поддержал предложение О.Смолина обеспечить ребятам с ограниченными возможностями здоровья участие в олимпиадах школьников, а также организовать отдельные олимпиады для этой категории учащихся.

Перечень олимпиад школьников должен быть утвержден Минобрнауки не позднее 1 октября, и в него еще планируется внести ряд изменений с учетом высказанных замечаний. Есть все основания полагать, что его окончательный вариант станет меньше по объему и качественнее по содержанию.

Пока же в проекте преобладают «цеховые» олимпиады, организуемые одним каким-то вузом (иногда в сотрудничестве с региональными органами управления образованием), несмотря на пожелания экспертов об укрупнении и объединении организаторов из разных регионов.

Нельзя не согласиться с В.Садовничим, называющим олимпиадное движение частью культуры. Однако невозможно игнорировать и мнение оппонентов, считающих, что олимпиады стали лазейкой для поступления в вуз и сферой для деятельности нечестных людей.

Удастся ли идеологам олимпиад опровергнуть сложившиеся стереотипы и вернуть интеллектуальным состязаниям добрую репутацию, покажет время.

Рейтинг@Mail.ru