Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Дедушка Александр

Апельсины, которые... сближают!

Игры и задания, помогающие сплотить класс, могут быть самыми необычными

В профильные классы собираются ребята из разных коллективов и школ, часто впервые видящие друг друга. А значит, встает проблема первоначального знакомства, сближения и сплочения класса. Как решать подобные задачи? С помощью каких педагогических средств? Здесь учителям могут помочь упражнения, предназначенные специально для этих целей.

Где и когда

Прежде чем перейти непосредственно к описанию упражнений – несколько слов, касающихся «оргмомента».

Первый вопрос: где проводить занятия? На первом этапе знакомства и первоначального сближения учеников классному руководителю можно обойтись личным кабинетом. Но перестановки в нем будут необходимы. Парты лучше убрать – вынести в коридор или в крайнем случае расставить по стенам, поскольку большинство упражнений требует круга общения. На втором и третьем этапах дальнейшего сближения с выделением неформальных лидеров желателен больший простор – может понадобиться школьный коридор. Идеальный вариант – если в вашем распоряжении окажется актовый зал. Там можно спокойно «развернуться», не думая постоянно о сохранности «классного оборудования».

Что касается времени проведения занятий, то здесь можно предусмотреть разные варианты. Если у вас, скажем, классный час раз в неделю – можно так и распределить дни занятий. Можно все три этапа провести последовательно за три дня. Наконец, в принципе возможен и однодневный вариант, но тогда нужно учесть, что ребята в этот день больше ничем не должны заниматься. Нагрузка на них получится близкая к предельной. Ребятам нужно сказать об этом заранее и позаботиться о соответствующей форме одежды – она должна быть «свободно-спортивной», чтобы не закрепощать участников и не блокировать проведение самых «экстремальных» упражнений.

И – о мотивации. Она должна быть не только у руководителя, но и у самих ребят. Мой опыт показывает, что у подростков достаточно высокая мотивация к установлению дружеских отношений. Если же это не так, можно начать работу с наиболее мотивированной группой ребят, остальные, как правило, потом втягиваются. А с отдельными «выпадающими» ребятами (сосредоточенность на учебе, эгоцентризм, закомплексованность, агрессивность) нужно разбираться в каждом конкретном случае и искать к ним подходы.

Знакомство

Сначала пусть ребята запомнят имена друг друга. Процедура простая – выполняется упражнение, известное под названием «Снежный ком» (каждый, прежде чем назвать свое имя, повторяет имена всех предшествовавших ему участников).

Для продолжения знакомства предлагаю список заданий, из которых каждый руководитель может выбрать что-то подходящее. Вот эти задания. Имя с добавлением значимой для окружающих информации: люблю – не люблю; мой герой и антигерой – пусть каждый назовет наиболее симпатичную ему известную личность (в том числе историческую), а также вызывающую наибольшие отрицательные чувства; я как… (сравнить себя с каким-либо предметом, явлением, свободный метафорический полет ассоциаций только приветствуется).

В профильных классах последнее задание можно привязать к соответствующей тематике. В историческом – сравнить себя с каким-либо историческим деятелем, в физическом – с каким-либо явлением или законом, в математическом – с теоремами и формулами, в химическом – с химическими элементами или веществами («Я – как инертный газ аргон, мне все «по барабану».., «Я как кислота: не суйся – обожгу…»). Здесь замечательная возможность профессиональной диагностики. Если, скажем, в историческом классе никого, кроме Петра I или Жанны д’Арк не называют, значит, слабовато в плане «исторической личностной дифференциации»…

Для закрепления значимой информации можно ввести правило повтора предыдущего. Прежде чем высказать информацию о себе – повтори то, что сказал о себе сосед. Это несколько снижает неизбежное первоначальное напряжение и дает старт к формированию атмосферы доверия.

Закончить первоначальное знакомство можно заданием «Вопросы». Пусть каждый задаст какой-либо «уточняющий» или «углубляющий» вопрос любому из участников, тому, кто его больше всего чем-то заинтересовал. Причем тот, кто отвечает, берет в руку так называемый «талисман откровения», обязывающий говорить «только правду». Им может быть любой принесенный руководителем маленький предмет. Кроме психологической подоплеки, это еще и выводящая наружу излишнее напряжение реальная «кинетическая» опора. И не забыть поинтересоваться в конце о степени интересности прошедшего первоначального знакомства.

Сближение

Предлагаю провести так называемое «апельсиновое сближение». Сказать ребятам, что мы, дескать, представители «апельсиновой» республики и, кроме апельсинов, ничего из необходимого реквизита у нас больше нет (наличие чувства юмора у классного руководителя – важное условие успешности всей предстоящей работы)... Да, и не пожалеть денег на десяток-другой апельсинов.

Все начинается с простой процедуры «Передай апельсин». Учитель просит передать апельсин по кругу и при этом засекает время. С каждым разом это время должно уменьшаться. В конце концов ведущий ставит задачу передать его за 1 секунду и при этом уверяет, что задача вполне выполнима. Пусть помучаются в придумывании способа – так начнут проявляться лидеры и оригиналы. Если ступор все же возникнет – навести на мысль о желобе из рук, по которому апельсин свободно скатывается.

Еще один способ передачи апельсина – зажатым между подбородком и грудью, без участия рук. Упражнение с таким тесным телесным контактом провоцирует вполне понятные зажимы, но учитель настаивает на их преодолении и при падении апельсина заставляет начать все сначала.

«Минное поле» – следующее задание. Ребята разделяются на пары (можно на 1–2-й, можно по принципу «мальчик – девочка») и расходятся по разные стороны класса (коридора, актового зала). Между ними в качестве «мин» раскладываются в хаотичном порядке апельсины. Ведомые закрывают глаза, а ведущие должны их провести по «минному полю» так, чтобы последние не «подорвались». Сложность в том, что все это делают одновременно – среди невообразимого гвалта трудно выделить голос своего ведущего.

«Слалом» – заключительное задание. Пусть ребята сами выберут двоих, один из которых станет во главе, а другой – замыкающим в колонне ребят, закрывших глаза и положивших руки друг другу на плечи. Перед ними – несколько апельсинов-«фишек» (чем больше – тем труднее упражнение). Задача двух ведущих – давая команды, провести путем лавирования змейку своих одноклассников, не сбив ни одного апельсина. В случае сбоя меняются ведущие.

Ну а заканчивается занятие конечно же совместным поеданием многострадальных апельсинов. Хотите, чтобы было много смеха? Тогда предложите очистить апельсины в парах, где у каждого действует только одна рука. А потом поинтересуйтесь, кто это сделал быстрее других, у кого получилась самая длинная кожица или больше всего ее кусочков. И не забудьте параллельно получить «обратную связь»: какие задания были самыми интересными, самыми трудными, в чем были трудности и как они преодолевались.

Сплочение

На этом этапе можно предложить несколько самых сложных для исполнения заданий, которые действительно требуют слаженности и доверия в отношениях участников. Учитель сам должен решить, насколько ребята готовы к выполнению подобных заданий, а во время их проведения следить за определенной «техникой безопасности». Большие классы для удобства проведения лучше разделить на две группы, давая каждой свое задание. Здесь, правда, сплочение пройдет внутри только этих групп, но при большом количестве участников в целях безопасности без такого разделения не обойтись.

«Скала». Поставьте стулья вдоль стены класса, пусть каждый станет на стул и каждый поочередно попробует себя в роли альпиниста. Ему нужно будет переползти по живой «стене» своих одноклассников до ее конца и вернуться на свое место. Усложненный вариант – ребята стоят лицами к стене. Приходится хвататься в основном за их шеи. «Срывы» наказываются повторным проходом.

«Болото». Стулья на этот раз стоят по кругу, а ребята – на них. Нужно всем начать движение по кругу так, чтобы вернуться каждому на свой стул. Усложнение  – половина стульев убирается.

«Медуза». Ребята в кругу берутся за руки. Перед ними натянутая между двумя стульями на уровне «чуть ниже пояса» самого низкого участника веревка. Нужно командой постепенно «перевалиться» через веревку, не задев ее.

«Ворота». Опять в кругу взявшиеся за руки ребята, а перед ними невысокая скамеечка. Нужно всего-то проползти под ней, не размыкая рук. Для наглядности «провала» руководитель ставит на самый ее край пустой пластиковый стаканчик, который от малейшего сотрясения падает вниз. Когда после определенной тренировки команда заявляет, что готова, учитель наливает в стаканчик немного воды. Теперь, сами понимаете, любая ошибка будет сама наказывать участников. Причем ведущий настаивает на неразмыкании рук даже в случае опрокидывания стаканчика. Он просто подливает в него воды и просит продолжить проход команды под скамейкой. А сухая тряпка со шваброй для удаления последствий неудачных проходов может оказаться очень кстати.

В конце – опять же обсуждение всех плюсов и минусов прошедшего «сплочения». Показателем его успешности является заинтересованное обсуждение результатов на фоне вполне естественной усталости, но с желанием продолжения в дальнейшем.

Вот примерная схема работы по сплочению сборного классного коллектива. Но это только схема, которую можно использовать по-разному. Например – в «вертикальном» разрезе, когда во время очередного занятия по «сплочению» берется по одному-два упражнения из каждого этапа.

А они опять подрались?..

Хотелось бы сделать еще одно предостережение. На каждом этапе работы следует руководствоваться несколькими простыми положениями. Во-первых, соблюдение принципов постепенности и «от простого к сложному». Не стоит никуда «гнать лошадей».

Опасность в том, что всякое искреннее благое желание – а желание создать дружный класс к таковым и относится – нуждается в психологической поддержке и у не очень опытного педагога подпитывается опорой на предвкушаемый близкий результат. Это и есть ловушка. Дружный коллектив – это большая ценность, а как и всякая большая ценность, не создается сразу, а нуждается в кропотливых условиях учебного процесса – многомесячных, а порой и многолетних усилиях. «Гнать лошадей» – это и есть лихорадочное стремление быстрее добиться желаемого. «После очередного занятия они опять подрались!.. Я взял(а) не то упражнение. Попробую-ка вот это... Опять не то! Да что ж такое?..» И опускаются руки. А надо просто настроиться на упорный труд и – главное – самому быть хорошим другом своим друзьям и своим ученикам.

Последнюю мысль хотелось бы выделить особо. Понятно, что деятельность по сплочению класса не должна ограничиваться только выполнением упражнений на знакомство и сближение. Оптимально, если эта работа будет вестись комплексно, с привлечением педагогов, психологов, родителей и совместно с другими классами. Но даже такой вариант не гарантирует успеха, если сам учитель не являет собой образец старшего друга. Специальное психологическое образование здесь не играет решающей роли – все дело в личностных качествах педагога.

Если что-то, как говорится, не пошло, не нужно злиться на ребят – просто проанализировать, что к чему, и разобраться с причинами.

А помогает в этом постоянное «держание руки на пульсе коллектива» – принцип «обратной связи». Попробуйте чаще интересоваться, как себя чувствуют ребята, что им нравится, что нет, почему происходят какие-то сбои, если таковые случаются.

Не стоит забывать о личностной и профессиональной диагностике. Большинство заданий и упражнений провоцируют ребят на самораскрытие, проявление их личностных качеств, в том числе тех, которые будут иметь непосредственное отношение к общественной и учебной деятельности. Классный руководитель должен быть внимательным и «мотать на ус» всю полученную в ходе игровых тренингов и заданий информацию.

Рейтинг@Mail.ru