Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Заказной тест

Почему проверка готовности к школе часто соответствует не правилам науки, а правилам школьной администрации?

По календарю мы уже в школе – в той, какая у нас есть. Но многие учителя мечтают об «обычной школе». Родители – об «обычном учителе» для своих детей и об «обычной программе». Читай – нормальной. Без «национальных инновационных инициатив», оборачивающихся головной болью по поводу сокращений, отборов, тестов, конкурсов, мониторингов.

Нам пришло письмо от школьного психолога:

«Прием в первый класс мы провели еще весной, но горечь от действа до сих пор не прошла. Как ни удивительно, но судьбы дошкольника и абитуриента в этом году оказались похожи. В зависимости от ресурсов родителей и тех и других загодя «готовят» к испытаниям единственно доступным способом – натаскиванием на задания. Другого и не предвидится, потому что натаскивание отвечает всем требованиям современной школы. О законах детского развития никто не вспоминает.

…Они стоят перед кабинетом психолога, как в очереди перед дверью приемной комиссии в вузе. Что спрашивают за дверью? Первую пару, вышедшую из кабинета, мать и ребенка, окружает толпа, потом родители мгновенно оттаскивают ребенка в сторону: такой вопрос будет – скажешь так, запомнил? Нужно стопроцентное механическое запоминание. А творческое воображение, фундаментальное психологическое новообразование дошкольного детства, его развитие процедурой приемного тестирования не проверяются. Вы спросите: а что же делает психолог? Подчиняется требованиям руководства. Выполняет заказ, «просеивает»: нужны волевые, внимательные дети с хорошей памятью, умеющие действовать по образцу. Под эти требования скорректированы наши тесты. Но неужели так везде: тестирование – сплошная профанация?»

О том, что в погоне за успехом (за лучшими результатами) нет правил и «кто смел, тот и съел», говорить излишне. Как и о том, что тестирование ребенка на готовность к школе легко превращается в отбор, а инструменты, предназначенные для составления объективной картины, используются для искажения существа дела. Как такое получается? Рассказывает Леонид Чупров, независимый судебный эксперт-психолог, кандидат психологических наук, профессор РАЕН:

– Любая психодиагностическая методика состоит из трех компонентов. Это стимульный материал, это способ предъявления и способ исследования и, наконец, метод фиксации и обработки данных. Стимульный материал – самая чувствительная часть любой из методик. Чувствителен и второй компонент, сама процедура обследования. Какие-либо изменения  – и тест пропал. Так что конструирование методик – дело очень ответственное, тут механическое сложение компонентов разных методик недопустимо. Однако в популярных сборниках и брошюрах тесты по готовности к школе предстают кентаврами, где стимульный материал взят у одного автора, инструкции у другого, а обработка и вовсе народная. О том же, что происходит на практике, можно только догадываться. Поскольку диагностирует не методика, а теория, положенная в ее основу, назначение «методик», которые в ходу в школе, определить несложно.

Рейтинг@Mail.ru