Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ


Куценко Елена

Освоение стандарта и свободный выбор ученика: можно ли их совместить?

У авторской школы возможностей для такого совмещения гораздо больше

Отпуск подходит к концу, учителя собираются в школу, обмениваются впечатлениями об отдыхе. Но некоторые педагоги расскажут коллегам еще и о том, как они совместили приятное с полезным – не только повидали новые места, но и пообщались с единомышленниками, познакомились с новыми идеями. Такая возможность представилась тем, кто стал участником Четвертого Международного фестиваля авторской педагогики.

Погружение в море авторской педагогики

Фестиваль прошел в городе Южном под Одессой в конце июля. Пожалуй, главной его особенностью стало ощущение неформальности, живого общения, незапланированных встреч, внезапно возникавших идей и планов будущего сотрудничества. Одним словом, организаторы постарались воссоздать – или вспомнить  – атмосферу первых педагогических тусовок двадцатилетней давности, когда, собственно, и складывались первые авторские школы.

К этому располагало все: и место, и организация. Видимо, есть что-то волшебное в одесском воздухе, что заряжает все вокруг свободой, живостью, импровизацией.

Прежде всего «кулуары» феста (в которых, как известно, происходят самые интересные и содержательные разговоры) были решительно перенесены к морю, на пляж. А все утро и значительная часть вечера предназначались для свободного общения или уединения.

Как известно, в компании, где находится больше одного учителя, разговор непременно свернет на образование. Здесь же педагогами были все, поэтому содержательная «работа по секциям» продолжалась в сочетании с плаванием и лежанием на солнышке.

К моменту открытия фестиваля не было даже жестко составленной программы. Она формировалась «здесь и сейчас» в зависимости от интересов и запросов участников. И конечно, от возможностей всех приехавших, среди которых были учителя, управленцы разных уровней, психологи, преподаватели системы повышения квалификации из Украины и России. Поэтому в первый же день все заполнили анкеты, в которых сформулировали свои ожидания «Чего я хочу» и предложения «Чем я могу поделиться с остальными». Мастер-класс или консультацию вполне можно было назначить «с восьми утра в конце пляжа у ямы с голубой глиной». Кстати, там же, на берегу, часов в семь утра можно было встретить организаторов, которые планировали предстоящий день.

Но не одной работой жив человек. Даже если он педагог. Поэтому вечерами на фестивале звучали стихи и живая музыка в приморском парке под платаном. Однажды эта полянка даже стала «гастрольной площадкой» для Елены Суворовой, которая специально на один вечер приехала из Симферополя, чтобы дать концерт авторской песни. А в один из вечеров концерт классических и джазовых произведений дала преподаватель из Нежина Елена Спилиоти.

Как научить всех – качественно и без насилия

Программа фестиваля включала в себя и большую образовательно-проективную часть. Любой учитель знает, что свободное общение, вариативность и индивидуальные образовательные траектории хороши не на пустом месте, а вокруг содержательного центра. Таким стержнем, на который нанизывались все идеи, разговоры, мастер-классы и презентации, стал проект создания сети школ, альтернативных традиционным.

Сколько бы ни звучало нареканий в адрес традиционной системы школьного образования, она не спешит меняться: отношения, структура, основные черты образовательного процесса законсервированы и воспроизводятся из года в год, а инновации отторгаются. Да это и неудивительно – ни одна система не реформирует сама себя изнутри.

В то же время необходимость новых подходов к школе не только назрела, но и перезрела. Стране (в данном случае речь шла об Украине, но разве нельзя сказать то же о России?) настоятельно требуется школа, растящая образованных, самостоятельных, ответственных, свободных граждан. Значит, нужно создавать сеть других школ, подсистему, которая составит конкуренцию традиционному образованию, и рождение этой параллельной подсистемы станет прецедентом.

Предполагается, что в проектируемой альтернативной сети школ будет вестись преподавание по технологии Николая Петровича Гузика (на базе его школы и при активном участии автора проходили аудиторные занятия фестиваля). Она основывается на убежденности в том, что каждый ребенок пришел в мир со своим предназначением, с уникальным набором качеств и задатков. То есть конечный продукт и содержание образования должны быть не едиными для всех, а индивидуальными для каждого ученика. Другими словами, школа подстраивается под ребенка, развивая его задатки и не навязывая того, что ему несвойственно. В то же время для успешной жизни выпускник должен продемонстрировать необходимый для дальнейшего образования объем знаний. Как же совместить индивидуальные особенности и стандарты государственного образования? На этот вопрос авторская школа Н.П.Гузика отвечает уже в течение двадцати лет своего существования.

Если очень коротко, то суть в том, что обучение сочетает в себе освоение обязательного минимума со свободным выбором интересующего ребенка направления в собственном образовании.

Учителю тоже предоставлена свобода творчества, необычная для традиционной школы. Можно сказать, что он составляет собственный учебник по своему предмету: основные теории, расположенные от общего к частному. Внутри каждого блока информации учебный материал и практические задания подобраны и скомпонованы так, чтобы усвоение происходило максимально эффективно. На это же направлены действия педагога. Материал каждого блока прорабатывается ребенком в разных формах не меньше пяти раз: ученики работают с опорными словами, подчеркивают их в конспекте, обсуждают, воспроизводят основные тезисы, переспрашивают, слушают повторное объяснение. При этом весь процесс выстраивается таким образом, чтобы каждый двигался в удобном для себя темпе. Те, кто схватывает на лету, никогда не ждут остальных, не скучают и не тратят зря времени: они могут двигаться дальше. А медлительные дети имеют возможность получить дополнительные консультации и объяснения. Вся технология настроена на то, чтобы каждый ребенок осваивал одну тему за другой хотя бы на минимальном уровне, чтобы ни у кого не оставалось пробелов, которые не дадут ребенку двигаться дальше.

Итак, блок информации освоен. Теперь наступает время для применения полученных академических знаний. Задача учителя состоит в том, чтобы ЗУНы, требуемые стандартами, стали необходимы ребенку для реализации его способностей. На этой стадии ребенок уже не идет вслед за учителем, а проявляет максимум самостоятельности: выбирает тему, способы работы, время, партнеров. А дело учителя  – подготовить программы в зависимости от особенностей и талантов учеников каждого класса.

В ходе многолетних наблюдений педагоги школы пришли к выводу, что в зависимости от природных ключевых задатков детей условно можно разделить на семь групп. Есть дети, ориентированные на усвоение академических знаний, их немного, всего около 4%, и только их целесообразно нагружать научной информацией, зато уж предоставлять эту возможность по максимуму. Более 33% имеют склонность к художественному творчеству, на этапе применения ЗУНов они, как правило, выбирают оформительские функции, делают инсценировки, пишут художественные тексты. Около 10% ребят обладают талантами в области тонкой работы руками, из них потом вырастают искусные мастера, при выборе деятельности они берутся, например, за изготовление макетов. Некоторые дети обладают социальным талантом, их призвание в том, чтобы заботиться о других. Визуально-пространственные задатки позволяют ребенку проявлять себя в стратегии, планировании, управлении. Есть и другие типы способностей, например спортивные.

На этапе применения знаний учитель должен предложить такую программу, в которой для талантов каждого ребенка найдется место. Например, изучив очередной блок информации по истории, дети воплотят свои знания в разных формах: кто-то выполнит индивидуальную работу; некоторые объединятся для написания иллюстрированного рассказа по теме; другие сделают своими руками имитацию оружия или инструментов той эпохи. Очень важно, что в творческой работе участвуют все, даже те дети, которые освоили учебный материал на минимальном уровне. То есть все академические знания, полученные ребенком, обретают для него смысл. Ничто не заучивается из туманных соображений «в жизни потом пригодится».

Педагогический авангард: а нужна ли школа вообще?

Судя по школе Н.П.Гузика, технология вполне работающая и востребованная. По ней начали работать еще пятнадцать школ Украины. Но как объединить их в сеть, в самодостаточную образовательную систему? Этот вопрос стал центральным в проектной игре, продолжавшейся в течение целого фестивального дня. Познакомившись с основными принципами технологии, участники разделились на четыре группы: родители, формулирующие социальный заказ школе; разработчики будущей сети школ; чиновники, условно отстаивающие ценности старой системы и отторгающие новую; эксперты, указывающие на проблемы традиционного образования.

В ходе обсуждения и последующих презентаций собственной практики участников фестиваля и приглашенных специалистов оказалось, что система школ, работающих по инновационной технологии, это еще не самое радикальное решение по модернизации системы образования. Во время семинаров не однажды звучала мысль о том, что сам институт школы может и должен подвергнуться реформированию. С учетом современных реалий и уровня информационных технологий ученику, особенно старшей школы, совсем не обязательно оставаться в рамках классно-урочной системы. Его образование может и должно перемещаться в пространство личностного развития в форме тренингов, коучинга, лекций и социального опыта. А направлять, педагогически поддерживать и корректировать этот личностный рост будет тьютор. В этой же парадигме должно развиваться и профильное обучение, а совсем не так, как оно существует сейчас  – как углубленное изучение тех же академических школьных предметов. И подобная практика уже зарождается: например, педагоги киевской частной школы «Афины» рассказали коллегам о своем опыте внедрения инноваций.

Впрочем, не столь важно, какую именно структуру будет иметь школа, которая придет на смену существующей. Важно, чтобы она была личностно-ориентированной, что может стать реальностью лишь через систему принципов. Первый предполагает свободное развитие ребенка; второй говорит о том, что не человек стремится соответствовать системе, а она должна подстраиваться под него; третьим принципом выступает категорический императив Канта: человека нельзя использовать как средство, а только как цель. Об этом напомнил перед закрытием форума организатор фестиваля доцент Киевского педагогического университета им. Б.П.Гринченко Сергей Ветров.

А во время закрытия фестиваля и вручения сертификатов участники решили считать его постоянно действующим. Это означает, что все, кому интересны описанные идеи, могут стать его участниками уже сейчас или в течение года, отправляя свои педагогические разработки и описание практики по адресу: openschool@ukr.net, чтобы через год приехать в вольный и прекрасный город Одессу, совместить отдых с педагогическим творчеством и пообщаться с единомышленниками.

Рейтинг@Mail.ru