Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

Приемная кампания–2009: испытание и для вузов, и для абитуриентов

Ректоры считают, что правила зачисления в высшие учебные заведения по результатам ЕГЭ нужно скорректировать

На днях в РИА «Новости» прошла пресс-конференция на тему «Итоги вступительных экзаменов в российские вузы». В обсуждении приняли участие ректор Финансовой академии при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров, ректор РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина Виктор Мартынов, проректор по учебной работе МГТУ им. Баумана Евгений Юдин. По общему мнению участников дискуссии, новые правила приема, связанные с введением ЕГЭ в штатном режиме, создали дополнительные трудности как работникам высшего образования, так и самим абитуриентам.

Требуется сократить число льготников и «олимпийцев»?

«Основная задача ЕГЭ состояла в снятии напряжения, в повышении доступности образования, а вместо этого возросли риски как для поступающих, так и для самих вузов», – убеждены ректоры, которые называли несколько причин, приведших к созданию такой ситуации.
Прежде всего это «огромное количество людей, получивших право на внеконкурсное зачисление в вузы». К этой категории относятся инвалиды, дети-сироты, победители олимпиад. По мнению Михаила Эскиндарова, «количество инвалидов возросло на порядок по сравнению с минувшим годом, причем их число напрямую зависит от региона».
Представители вузов не скрывают своих сомнений по поводу достоверности справок о состоянии здоровья этих ребят, поэтому некоторые намерены даже выявить «симулянтов» в ходе традиционной диспансеризации студентов первого курса.
Кроме того, участники дискуссии подвергли критике чрезмерное количество олимпиад (120), по результатам которых они также обязаны принимать абитуриентов вне конкурса.
Так, Михаил Эскиндаров предложил оставить лишь Всероссийскую олимпиаду школьников по различным предметам и 15–20 олимпиад, организуемых ведущими вузами, с тем условием, чтобы их победители и призеры поступали именно в эти вузы, и никакие другие.
«Если бы льготники и «олимпийцы» принесли документы во все вузы, в которые они разослали заявления, они заняли бы все бюджетные места», – считает ректор Финансовой академии при Правительстве РФ.
На самом деле, по данным Рособрнадзора, в 120 олимпиадах из перечня, утвержденного Министерством образования и науки, победителями и призерами стали 21 тысяча одиннадцатиклассников (около 4% от общего числа бюджетных мест в вузах в этом году). Так что ректоры явно перегибают палку.

Соревнование «копиистов»

Еще одним усложняющим обстоятельством этого года специалисты считают тот факт, что абитуриенты имеют возможность рассылать документы в любое количество вузов, на несколько специальностей и могут быть зачисленными в три волны – 4, 13 и 21 августа. Причем поступающие не спешат с окончательным выбором и тянут до последнего срока, создавая ситуацию неопределенности на фоне фантастически высоких конкурсов – 80–100 человек на одно место в ведущих вузах.
По словам Виктора Мартынова, это напоминает вид спортивного соревнования – кто больше разошлет заявлений, появились даже агентства, оказывающие услуги по рассылке заявлений и копий документов.
По мнению Евгения Юдина, есть такая «прослойка «копиистов», которые уже наверняка подали оригиналы документов в какой-то вуз, но не сообщают об этом, а мы их ждем-с и держим в неизвестности других ребят».
По итогам первого рейтинга в Бауманку было зачислено до 80% абитуриентов, и здесь надеются закончить прием второй волной, а в двух других вузах, представители которых приняли участие в пресс-конференции, уже сейчас прогнозируют, что им придется ждать до конца августа.
По свидетельству Михаила Эскиндарова, в списках однопрофильных вузов  – таких как Финансовая академия, Плехановка, «Вышка», экономический факультет МГУ – фигурируют одни и те же фамилии, и конкурсы везде зашкаливают, даже на коммерческие отделения по престижным специальностям, так что проходной балл для «платников» уже почти сравнялся с бюджетниками (230 баллов за три экзамена по специальности «Международная экономика» против 266 – для бюджетников).
Основываясь на этих фактах, ректор Финансовой академии сделал вывод о том, что «чем больше мы ругаем экономистов и юристов, тем больше желающих учиться по этим специальностям».
По мнению Виктора Мартынова, «абитуриенты сегодня озабочены не выбором профессии, а тем, чтобы поступить на бюджетные места». Вопрос о будущей сфере деятельности, по его словам, «отошел на второй, даже на третий план, и это вызывает тревогу».
«Профориентация с введением ЕГЭ рухнула», – считает Е.Юдин, по убеждению которого, необходимо «рассказывать школьникам о преимуществах инженерных специальностей».
Ректоры отмечают, что «сегодня слишком много внимания уделяется высшему образованию, в то время как экономический рост зависит и от наличия квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена».

«Пора навести порядок в организации ЕГЭ»

Надо отметить, что участники пресс-конференции не удержались от критики ЕГЭ, нарушив тем самым обещание, данное самим себе в начале обсуждения.
Прежде всего они выразили недоверие к результатам ЕГЭ, ссылаясь на то, что у провинциалов баллы заметно выше, чем у москвичей.
«Если так дальше пойдут дела, через 3–4 года в столичных вузах может не оказаться москвичей, потому что лучшие баллы имеют представители регионов»,  – заявил Михаил Эскиндаров, по мнению которого, «необходимо навести порядок в организации ЕГЭ на местах и установить ответственность, в том числе уголовную, за нарушение правил проведения ЕГЭ и за попытку вмешательства в его результаты».
В связи с этим ректор Финансовой академии сослался на опыт зарубежных стран, где за попытку вмешаться в результаты единых экзаменов можно на 20 лет угодить за решетку.
А пока с целью выявления соответствия результатов ЕГЭ реальным знаниям абитуриентов в Финансовой академии в сентябре планируется провести тестирование всех поступивших на первый курс. Итоги проверки будут представлены общественности.
В Бауманке такое тестирование стало уже традиционным, правда, как пояснил Е.Юдин, организуется оно не для ревизии оценок, полученных за ЕГЭ, а для выявления пробелов в освоении школьной программы.
«Из-за введения в старших классах высшей математики выпускники школ не знают элементарных вещей, поэтому на первом курсе придется проходить азы», – сказал проректор ведущего технического вуза.
Кроме того, он считает необходимым дополнить результаты ЕГЭ портфолио, включающим различные материалы о достижениях учащихся, в том числе статьи, печатные работы, свидетельства об участии в конкурсах и научных конференциях.
Свое предложение он обосновал тем, что «КИМы позволяют оценить только механическое заучивание, а не творческие способности».
Как выяснилось, ректоры не намерены ограничиваться жалобами на нынешнее положение дел, а уже в сентябре готовятся организовать совместное обсуждение назревших проблем с депутатами Госдумы и сенаторами. Речь пойдет о введении квот на прием льготников, победителей и призеров олимпиад, о сокращении числа вузов, в которые абитуриенты вправе рассылать заявления и копии документов, и других вопросах.
Остроту ситуации осознают и руководители образовательного ведомства.

Министерство примет меры

Выступая на пресс-конференции в Интерфаксе 16 июля, руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова попыталась опровергнуть сведения о чрезмерном количестве стобалльников с Северного Кавказа. Но в то же время была вынуждена отметить, что в Республике Адыгее была проведена перепроверка результатов ЕГЭ по истории и биологии и половина высоких оценок не подтвердилась.
Регионы, допустившие подтасовки баллов в массовом порядке, будут наказаны прежде всего рублем: они не получат финансирования из федерального бюджета, поскольку у них «все в порядке с образованием». Напротив, в субъекты РФ с низкими показателями направят ресурсы для закупки новых учебных кабинетов и переподготовки педагогов.
«Поэтому «натягивать» оценки станет невыгодно», – констатировала Л.Глебова.
Кроме того, Рособрнадзор намерен организовать мониторинг среди первокурсников с целью выявления реальных знаний учащихся, поступивших по результатам ЕГЭ и олимпиад.
Решительно настроены чиновники и по отношению к льготникам: по словам Л.Глебовой, в министерстве готовится законопроект о сокращении числа категорий граждан, имеющих право на внеконкурсное зачисление в вуз. (Сегодня насчитывается около 150 таких категорий.)
В одном из своих недавних выступлений министр образования и науки А.Фурсенко отметил, что «часть справок об инвалидности, с которыми в этом году поступали в вуз, не связана с реальным состоянием здоровья ребят», и предложил ввести квоты на их обучение – «порядка 25–30% от количества бюджетных мест в каждом вузе».
Поддержат ли это предложение законодатели, покажет время. Но понятно, что этот вопрос нельзя рассматривать так однозначно и некорректно, как это делает вузовское сообщество во главе с министерством, рискуя тем самым усилить социальное напряжение в нашем и без того нетолерантном обществе.
В то же время и на пресс-конференции в РИА «Новости», и в публичных высказываниях руководителей ведомства отмечалось, что распределение абитуриентов по вузам крайне неравномерно и часть храмов науки рискует недобрать студентов. В этом случае, по словам А.Фурсенко, вуз «должен быть реорганизован или присоединен к более сильному, в предельной ситуации – закрыт».
Об окончательных итогах приемной кампании 2009 года, ставшей настоящим испытанием как для абитуриентов, так и для вузов, мы узнаем в конце августа, когда завершится третья, последняя, волна приема.

Рейтинг@Mail.ru