Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Витковский Анатолий

Мир, который построил ты

В летней школе «НооГен» ребята учатся создавать собственное видение реальности

Каждое лето в разных уголках нашей страны открываются необычные летние школы: «Культура быть», «Миры настоящего». Создатели этих авторских проектов – сотрудники красноярской «Школы антропоники». В своих школах они стремятся совместить отдых и образование и при этом ставят особые, «предельные» образовательные цели: раскрыть в детях потенциал творческой энергии; научить их действовать в ситуации неопределенности; предоставить условия для обретения опыта самоизменения
и личностного роста. Очевидно, что достижение подобных результатов требует нетривиальных педагогических ходов...

 

Ощущение вызова

Практически все идеи летних проектов красноярской «Школы антропоники» (известной также под «именем» «НооГен»  – по названию используемой здесь образовательной технологии) начинаются с вопроса: какой жизненный вызов стоит перед человеком нашего времени? В этом вопросе важен акцент на слове «вызов»: не что было бы интересно или хотелось бы обсудить, а что является вызовом. Ведь интерес, как отмечает один из соавторов концепции «НооГена», доцент кафедры педагогики высшей школы Сибирского федерального университета Семен Ермаков, «штука в общем-то внешняя, ни к чему не обязывающая. Интерес прошел, насытился – работа кончилась». А вызов связан с тем, что лежит где-то на границе или даже за границей возможного (ведь возможности человека со временем могут меняться), но если это вдруг происходит  – что-то в жизни человека может измениться необратимо. Ощущение вызова  – необходимая предпосылка для реализации главных педагогических принципов «НооГена». Один из них в том и состоит, чтобы ставить такие задачи, которые выводят человека, не важно маленького или взрослого, на границу своего миропонимания, мировоззрения, миропребывания и расширяют эти границы. Другой принцип: совместная работа над задачей детей и взрослых, в которой все участники действуют на равных. А такое возможно только в ситуации, когда ребенок и взрослый оказываются перед совершенно новой, личностно-значимой для них проблемой.
Итак, все начинается с вопроса, ответ на который находится в процессе общения взрослых с ребятами, регулярно участвующими в различных проектах «Школы антропоники». «Это не опрос, а скорее разговор, – рассказывает директор «Школы антропоники» Мария Миркес. – Мы говорим о том, в чем суть главных вызовов настоящего времени».
В этом году в рассуждениях многих ребят обозначилась проблема самоопределения в «море информации». Сегодня на человека со всех сторон обрушиваются потоки различной информации. Родители, друзья, герои телепередач дают разные ответы на важные жизненные вопросы: кем быть? к чему стремиться? что правда, а что ложь? кто враг, а кто друг?.. И бывает трудно разобраться, чьим словам можно доверять. Где в этой информационной лавине реальные вещи, а где – надуманные.
Из таких вот разговоров-размышлений и сложилась тема очередной летней школы: «Условности и реальности на пути к себе, миру, людям, культуре».
Главная образовательная задача летней школы «НооГен-2009» была сформулирована так: помочь детям выработать свое отношение к различному миропониманию и определиться в том, какая картина мира им ближе. За счет чего организаторы летней школы планируют достичь столь серьезных результатов? То, что здесь не сработают стандартные подходы, когда нормы «правильного» отношения и поведения задаются извне,  – понятно. А что сработает?

Предметность места

По замыслу организаторов, в летней школе должна быть создана образовательная среда, в которой окажется возможным проживание различных картин мира на разном культурном материале: естественно-научном, постмодернистском и даже таком экзотическом, как восточные телес­ные практики. Каким образом, за счет чего возможно создать подобные условия?
Начнем с того, что летняя школа пройдет на Южном Урале – родине Бажова. Это красивейшие места: леса, подступающие к каменистым вершинам гор, уникальные заповедники, пещеры, целебные озера с необыкновенно прозрачной водой, удивительный мир горных пород и минералов. Необычность места уже сама по себе пробуждает тягу к познанию
А ведь Урал – это еще и граница между Европой и Азией. Как сказали бы в прежние времена многие европейцы  – «между цивилизованной Европой и варварской Азией». Но сейчас различие этих частей света видится уже по-другому. Изменение в восприятии – живой пример условности стереотипа мышления. Здесь, конечно, есть о чем подумать, что обсудить. То есть особенность местности задает проблематику летней школы.
Но мы еще не все сказали об образовательном потенциале места. Не следует забывать и о том, что Урал – это обилие различных металлов и средоточие металлургических предприятий. А большинство современных детей имеют очень смутное представление о том, что такое промышленное производство. Поэтому планируется, что участники летней школы не только побывают на металлургическом предприятии, но и увидят Карабаш – место, где деятельность промпредприятий настолько разрушила экологию, что там уже ничего не растет. Эти «экскурсии», по мысли организаторов, позволят детям получить более четкое представление об «индустриальной картине мира».

Граница абстракций и реалий

Основное педагогическое средство, которое используется в летних школах, это так называемые ноогеновские задачи. Это задачи, которые проблематизируют глубинные устои мироустройства и тем самым выводят человека на границы его мышления. Например, с обыденной точки зрения пространство непрерывно, а участникам летней школы предлагается построить механику в мире, в котором пространство и время дискретны. Решая эту задачу, ребенок оказывается в ситуации ученого.
В процессе такого рода деятельности ребенок начинает осознавать важные вещи. Он видит, что основания для построения механики могут быть разными (как и основания для построения, скажем, геометрии). И что, несмотря на всю условность начальных посылок, работа над созданием абстрактной модели позволяет лучше понять то, как устроен реальный мир.
Ноогеновские задачи можно использовать для самых разных педагогических целей: одни задачи дают возможность приобщиться к естественно-научной картине мира, другие – к миру чудесного, третьи  – познакомиться с постмодернистским взглядом на вещи. Возьмем известный принцип постмодернизма: мир таков, каким он описан в тексте. Вот условия задачи, основанной на этом принципе: «Постройте мир, в котором… что ты скажешь, то и происходит». Работа по решению задачи организуется следующим образом. Участники летней школы делятся на несколько групп, и каждая группа начинает моделировать «мир». Ребята описывают, например, то, как живущие в подобных обстоятельствах существа общаются друг с другом. И становится понятно, что в мире, где все сказанное сбывается, важно очень аккуратно подбирать слова. А то скажешь что-нибудь вроде «пропади все пропадом!»  – и мир разрушится. Но ведь и в реальности неосторожно произнесенное слово может многое разрушить. И так ли уж явно пролегает граница между этим, основанным на, казалось бы, совершенно «невероятных» законах, миром и реальной жизнью?
В целом программа летней школы составлена так, что каждая часть времени посвящена определенной мировоззренческой позиции. Например, три дня все участники летней школы будут проживать естественно-научную картину миру, следующие три дня – постмодернистскую…
Тем, где все видится яснее
В летней школе собираются люди разных возрастов и разных социальных групп. Это тоже принципиальная педагогическая установка. «Наши взрослые – это не только педагоги, – отмечает Мария Миркес.  – В большинстве своем это представители других профессий, состоявшиеся в том или ином деле профессионалы. А среди юных участников у нас есть дети из богатых семей, а есть ребята из детских домов».
Согласно программе некоторую часть времени участники занимаются с ровесниками, в другое время – с близкими по возрасту людьми, а есть время, например в экспедициях, когда приходится взаимодействовать с самыми разными возрастными категориями – «от пяти до пятидесяти». «И что интересно: в процессе общения подросток обязательно сталкивается с тем, что кто-то ведет себя иначе, – подчеркивает Мария Миркес. – У нас был парень 16 лет, который постоянно ругался с родителями. А тут он видит детей, у которых вообще нет родителей: «Какой же я идиот! У меня есть родители, а я это не ценю». Примечательно, что после летней школы мама этого подростка сказала, что по возвращении домой сын начал вести себя по-другому.
Еще одна важная вещь: в ходе образовательных экспедиций и походов довольно быстро становится видно, кто есть кто, как тот или иной человек относится к товарищам, к природе, к встречным людям. Это та ситуация, в которой достойное, равно как и недостойное поведение нельзя не заметить. Но указывать пальцем на какой-либо неджентльменский поступок: «Ай-яй-яй! Так нельзя!» – не в традициях «Школы антропоники». «Все что могут взрослые  – это собственным примером показывать некоторые образцы поведения, которые приветствуются в “НооГене”, – говорит Мария Миркес. – А дети уже сами разберутся, что им подходит, а что нет».

Зачем Витя думает о?..

Очевидно, что интенсивная жизнь в летней школе не только дает новые знания, но и ставит массу новых вопросов. В процессе решения ноогеновских задач, как правило, обнаруживается, что твоя реальность для кого-то является абсолютной условностью. Например, вдруг выясняется, что, строя вместе с тобой очередной мир, другие ребята видят его несколько иначе, а иногда и совсем иначе, чем ты. И порой бывает непонятно: «Зачем вообще Витя и Надя думают о том-то и том-то? Ведь это же не важно!» А для них, оказывается, важно. Почему? Многие такие вопросы снимаются в ходе работы над задачей. И ребенок начинает видеть, что есть другие позиции и это нормально. Но что-то все равно остается непонятым. А значит, будет о чем поговорить потом, когда придет время рефлексии, которая периодически проводится в летней школе.
Рефлексия необходима еще и для для того, чтобы поделиться возникшими открытиями и углубить собственное понимание. При этом важно обратить внимание не только на частности, но и на целостный эффект пережитых событий. Что я понял про ту или иную картину мира? Близок ли мне этот подход? Что я понял про себя? Что я попробую сделать, когда вернусь домой?.. Многое, конечно, будет зависеть от того, поддержат ли домашние и педагоги общеобразовательной школы те изменения, которые произошли с ребенком за время пребывания в летней школе. Но это уже другая история.

Рейтинг@Mail.ru