Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН


Куценко Елена

Качество образования по-фински

В Москве прошел международный семинар

«Когда-то финны считали своим главным богатством лес, потом всемирно известную фирму Nokia, но в последнее время поняли, что основная ценность для страны – это дети и молодежь с хорошим образованием» – так начала свой доклад советник Национального управления образования Финляндии госпожа Ирмели Халинен на семинаре «Финская система образования – история успеха». В достижении этой ценности советник принимала самое активное участие: имея опыт работы школьного учителя, директора, сотрудника департамента образования Хельсинки, сейчас она курирует отдел учебных планов на уровне всей страны, досконально зная сильные и слабые стороны системы.
Перечисляя факторы, принципиально важные для высокого качества образования, Ирмели Халинен говорила о том, что ключевыми словами для реформаторов стали «доверие и поддержка». Вся система ориентирована на эти понятия. Финские учителя уверены в том, что она существует не для одергивания и наказания. А дети знают, что никто никогда не будет сравнивать их успехи с достижениями других учеников.
Большое значение деятели финского образования придают фактору доступности и однородности. Почти все школы муниципальные, частных и специализированных почти нет. В них принимают всех детей по территориальному принципу, без отбора. Болезнь или недостатки в развитии не считаются препятствием для поступления.
При этом уровень практически всех школ примерно одинаков (нет «плохих» и «хороших»), как и успехи учеников: мало тех, кто показывает выдающиеся результаты, но практически нет и аутсайдеров. Только 2% детей вынуждены оставаться для повторного обучения в классе, а при окончании основной девятилетней школы до аттестата не дотягивают лишь 0,3% выпускников. Финляндия богатая страна, и основное образование бесплатно для всех: обучение, учебные материалы, горячее питание, проезд в школу, медицинское обслуживание, включая помощь психолога.
Система образования выстроена максимально гибко – детский сад, основная школа, десятый класс (по желанию), гимназия, профессиональные и высшие учебные заведения, – чтобы каждый мог конструировать траекторию своего индивидуального обучения в зависимости от складывающихся жизненных обстоятельств и актуализации способностей. На каждой ступени образования ученик может рассчитывать на личную поддержку преподавателей, которые в свою очередь стремятся поддерживать активную позицию ребенка и выстраивать с ним доверительные отношения.
Кстати, профессия учителя считается в стране престижной, а подготовка специалистов организована на самом высоком уровне. Таким образом, вся система построена на уважении труда и личности ученика и педагога. «Она существует не для того, чтобы давить на учителя, а чтобы создавать ему условия для самостоятельной деятельности»,  – подчеркнула Ирмели Халинен.

Рейтинг@Mail.ru