Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР


Витковский Анатолий

Может ли образование стать ресурсом преодоления кризиса?

В том, как были поставлены главные вопросы красноярского форума, отразилась наметившаяся в последние десятилетия тенденция: стремление экспертов получить целостный взгляд на социальные процессы и явления

С 22 по 24 апреля в Красноярске прошла ХVI Всероссийская конференция «Педагогика развития: кризис как условие и механизм развития». По замыслу организаторов, конференция должна была ответить на основные вопросы: как мы понимаем кризис в образовательных и других институтах развития? Какие средства преодоления кризиса может предложить образование?


За что отвечает школа

Очевидно, что проблематика конференции была предопределена социально-экономическими реалиями сегодняшнего дня.
Конференция началась с пленарной дискуссии, где в качестве основного предмета обсуждения была вынесена следующая дилемма: «Позволяет ли состояние сегодняшнего образования рассматривать его как ресурс преодоления кризисных явлений? Или, наоборот, образование выступает катализатором кризиса?»
В ходе дискуссии обозначилось несколько самостоятельных тематических линий.
Первая линия была в русле «основного вопроса»: является ли образование катализатором кризиса? Или, в интерпретации координатора образовательных проектов Московского представительства Всемирного банка реконструкции и развития Исака Фрумина, «отвечает ли образование за то, что происходит в мире»? Ответ Исака Давидовича: «Да, отвечает. Недавно на одной крупной международной конференции американские ученые сделали презентацию анализа причин кризиса. Один из выводов состоял в том, что идеология безудержного потребительства и жизненного успеха «в кредит» в значительной степени сформировалась в западной школе. А наша школа содержит в себе еще больший «кризисный потенциал», поскольку она исключительно патерналистская, как и вся российская система образования. Мы ни от кого не ждем ни осмысленной инициативы, ни ответственного действия. Ребята вырастают и продолжают вести себя в соответствии со стереотипами, которые впитали со школьной скамьи».
Однако некоторые участники дискуссии посчитали подобную позицию чрезмерно радикальной: «Не стоит брать на себя слишком много. На формировании той же идеологии потребительства СМИ и интернет «сработали» гораздо сильнее, чем школьные учителя».
«Но СМИ же не из воздуха создают свой контент, – возразил оппонентам директор Института психологии и педагогики развития Борис Хасан. – Журналисты ведь где-то воспитывались, учились…»
Естественным продолжением этого спора стало размышление участников дискуссии о том, «может ли образование стать ресурсом преодоления кризиса». Понятно, что если мы видим основную проблему в недостатке инициативности и способности принимать самостоятельные решения, ответ напрашивается сам собой: «Образование должно поставить и реализовать цель – развитие в учениках подобных «дефицитарных» качеств».
Несколько иную точку зрения высказал Борис Хасан: «Чтобы система образования заработала на преодоление кризиса, школа должна поставить цель развития мышления. Научить людей думать: если это станет ключевой задачей для значительной части школ, тогда многое изменится. Другое дело, что такую цель не сможет реализовать большинство образовательных учреждений. Необходимо простроить социальные лифты, соединяющие «элитные» школы и массовое образование».

Расхождение в целях

Вторая линия дискуссии возникла из совершенно иного вопроса: «Как мы понимаем кризис в образовании?» С точки зрения заведующей кафедрой управления образованием Томского государственного университета Галины Прозументовой, главная проблема – в кризисе управления. По ее оценке, образовательные управленцы оказались не способны использовать тот огромный инновационный потенциал, который проявили педагоги, в том числе участвуя во всевозможных проектах.
Похоже, с этим выводом аудитория была согласна. А вот тезис о том, что, возможно, главная проблема – в целях образования, вызвал жаркие возражения: «У нас принята масса документов, где все цели прописаны. Куда еще?»
«Цели действительно сформулированы, причем на самом высоком уровне, – заметил научный ру­ководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования Ефим Коган. – Но чтобы этой формулировкой можно было воспользоваться, ее надо «операционализировать». То есть определить набор ресурсов, средств, педагогических технологий, с помощью которых можно было бы решить эту задачу. Вот этот шаг «операционализации» у нас пока выпадает».
Еще одна линия разговора возникла в связи с вопросом влияния кризиса на положение дел в образовании. Здесь основной спор разгорелся вокруг предстоящего сокращения финансирования.
«В последнее время в нашем образовании были определенные достижения,  – констатировала директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики Татьяна Абанкина. – Но теперь в связи с угрозой резкого уменьшения финансирования мы рискуем эти достижения потерять. По оценкам экспертов, в ряде регионов секвестирование расходной части бюджета составит 30–50%. Компенсировать эти потери можно только из федерального бюджета. А федеральные чиновники озабочены в основном поддержкой тех программ, которые ориентированы на борьбу с безработицей, на профессиональную переподготовку, то есть – на образование взрослых.
«Я считаю, что в образовании вложения последнего времени были большей частью пустой тратой денег, – возразил Исак Фрумин. – К примеру, университеты закупили современное оборудование, интерактивные доски, суперкомпьютеры, и что? Стали они от этого конкурентоспособнее? Нет, конечно. Деньги надо вкладывать не в инфраструктуру, а в изменение стандартов, которые определяют процессы, протекающие в той или иной сфере. У нас же действует схема: деньги в обмен на обязательства. Чиновники сверху спускают ими же придуманные обязательства и дают деньги на выполнение этих обязательств».
Такая вот мозаика мнений сложилась на пленарной дискуссии. Но ведь «пленарка» и не ставила задачу выработки каких-то судьбоносных решений. Главная цель этого этапа форума была в другом: настроить участников конференции на определенную волну, активизировать мысль, заострить некоторые проблемы. Ведь именно в таком полемическом столкновении мнений и рождается личностное отношение к той или иной проблеме, появляются новые вопросы…

Темы и вариации

Теперь о собственно продуктивности. Более конкретные и развернутые ответы на вопросы конференции были даны в последующих выступлениях на проблемных симпозиумах, а также на педагогических мастерских. К примеру, прозвучало очень интересное сообщение начальника отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елены Ленской и Бориса Хасана «Уклад школы как фактор стабилизации в эпоху кризиса». Они рассказали о том, как посредством выстраивания особого уклада школы можно разрешать проблему межнациональных конфликтов. Заведующий кафедрой методики преподавания истории Московского городского педагогического университета Кирилл Митрофанов подготовил сообщение об исследовании профессиональных кризисов педагогов и о программах, которые помогают учителю выйти на новый уровень профессионального развития. Психолог Екатерина Поливанова представила новый взгляд на кризисные явления в возрастном развитии ребенка...
В следующих номерах газеты мы более подробно расскажем об этих и других интересных сообщениях участников конференции. А сегодня представим проект Красноярского института психологии и педагогики развития «Индивидуальный прогресс», презентацию которого на конференции сделали Борис Хасан и заведующий кафедрой педагогики высшей школы Красноярского государственного университета Александр Аронов.

Измеритель для индивидуальных достижений

В чем же суть проекта? Что такое «индивидуальный прогресс» применительно к образованию? Исходя из этимологии, это прогресс, которого за определенное время достиг ученик по отношению к своему прежнему уровню. Красноярские ученые поставили цель разработать инструментарий для измерения подобного приращения.
Но что именно должен измерять этот инструментарий? Приращение в уровне освоения предмета? Нет, утверждает Б.?Хасан, сегодня это не должно становиться главным и единственным критерием измерения индивидуального прогресса в образовании. Если мы знаем, что человек усвоил предмет, это еще не дает нам достаточных оснований для оценки качества его образования. Предположим, ученик изучил русский язык на «пять», и что? Свидетельствует ли это об улучшении его способности к коммуникации? А также о том, что он научился понимать тексты, скажем, средней сложности? Эти вопросы связаны с достижениями, которые выходят за границы традиционного понимания школьной успешности. В последнее время подобного рода образовательные достижения связывают с понятием «компетентность». Проект «индивидуальный прогресс» был нацелен на создание таких инструментов, которые позволили бы «измерить» эти компетентности, но не на финише, а «по ходу образовательного процесса», открывая возможность вносить в него необходимые коррективы.
В основе диагностики индивидуального прогресса лежит трехуровневая схема «присвоения культурных орудий», где каждый уровень отражает степень развития той или иной компетентности и соответственно определенные изменения в мышлении. Например, на первом уровне ребенок научается действовать по заданному образцу. При этом он действует как бы внутри учебного материала. Понятно, что введение в эту позицию осуществляет для ученика тот, кто обучает через демонстрацию и внешне обусловленное мотивирование и оценку. За счет упражнений и специальных внешних поддержек можно наблюдать эффект усвоения.
На втором уровне ребенок оказывается в состоянии выделить существенные для решения той или иной предметной задачи вещи даже при наличии помех. Это значит, что он не только усвоил некие предметные нормы, но и понял, как организован предметный материал. Или, говоря другими словами, освоил основания способа действия. И наконец, третий уровень – становление компетентности. Он характеризуется способностью перенести способ действия с одной предметной области на другую.
В настоящее время разработан инструментарий для измерения индивидуального прогресса при обучении математике, русскому языку и физике. Для каждой предметной области создана своя система диагностических заданий. Их апробация уже прошла в школах Красноярска, Москвы, Набережных Челнов и Новосибирска.
По наблюдениям разработчиков, этот диагностический инструментарий сегодня интересен прежде всего тем школам и педагогам, которые ориентированы на развитие мышления.
Научиться пользоваться инструментарием можно посетив обучающие семинары, которые проводит команда специалистов Института психологии и педагогики развития. А тем, кто хочет получить более полную информацию о проекте, имеет смысл зайти на сайт ИППР http://old.ippd.ru/.

Рейтинг@Mail.ru