Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Единый государственный... стресс

Письмо апреля

Весной школа живет в режиме подведения итогов, подготовки к экзаменам. Но если в прежние годы каждый знал свою роль, умел грамотно распределить силы и время, в этом году все перепуталось: ЕГЭ смешал карты каждого выпускника, каждого учителя-предметника. Нам пришло письмо учителя, полное тревоги и безысходности. Мы публикуем его без комментариев:

«В четвертой четверти всем стало не до учебы: навязшие в зубах ежемесячные пробные работы отнимают по полдня, потом проверка и анализ. По субботам  – пожалуйте на тренировку по ЕГЭ в соседнюю школу. А уверенности все равно нет. Паника началась еще в феврале–марте, когда ребята, уже почти готовые к экзаменам, посещавшие с сентября подготовительные курсы, вдруг узнали, что экзамены в вузы переназначили и некоторым абитуриентам предстоит сдавать предмет, который они воспринимали как непрофильный. В моем классе будущий звукорежиссер, отлично разбирающийся в математике, поставлен перед необходимостью сдавать ЕГЭ по литературе. Есть у меня и дизайнер по призванию, так он, понимая, что не напишет внезапно объявившийся английский, решил «сменить профессию», а ведь готовился давно и целенаправленно!
Нам говорят, что экзамен в рамках школьной программы. Наверное, это так, если ученика устроит троечка. Ошарашенные подростки судорожно ищут запасные варианты, например, записываются на экзамены чуть ли не по десяти предметам в надежде взять не умением, а числом. Может, найдется в куче сертификатов с постыдно низкими баллами три-четыре листочка с более-менее проходными цифрами.
Учителя работают, как в малокомплектной школе: пятеро сидят часть С из вариантов ЕГЭ штудируют, остальные кое-как базовый уровень вспоминают, с кем-то надо все проговорить, а части детей и вовсе нет на уроке: почти каждый день у них пробный экзамен по какому-нибудь предмету, а их у каждого не менее четырех. И по каждому по две-три пробы только за апрель. Девочка засыпает на занятии – вчера допоздна готовилась к пробному экзамену по английскому. Написала все равно плохо. А шестой урок  – русский, обязательный ЕГЭ. И уйти нельзя, и сил нет.
Книги, выпущенные полгода назад, не внушают большого доверия. Да и сколько там вариантов? Десять максимум. Ребенок лезет в интернет, на сайт, где лежат тренировочные работы. Но сайт без конца дает сбои, к тому же раздел тестовых работ пуст, и надо очень захотеть, чтобы найти тестовую работу в разделе диагностических. Диагностических же работ нет вовсе. Но разве кого-то это волнует?
…На днях во время занятия открывается дверь: «Звонок от начальства, распоряжение! Снега на школьном дворе быть не должно! Весна! С проверкой едут, через час ждите!» Мы хватаем шланги, лопаты и начинаем спешно дробить наледи и поливать снег водой. Надо!
А ночью повалил снег. Утром дети шутили: «Одна природа не обязана выполнять распоряжения начальства!»

Рейтинг@Mail.ru