Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Участвовать в конкурсах, быть на виду...

Чем грозит смена профессиональных установок

На весенние каникулы традиционно приходится пик конкурсной активности. Прошли региональные финалы различных учительских конкурсов, и лучшим из лучших вручены документы, премии и ценные подарки.
Казалось бы, хорошо. Но вот пришло письмо:

«Вернулся с финала областного конкурса. Ничего нового педагоги не представили, уроки в большинстве добротные, но... все обыкновенно, часто скучно. На городском конкурсе уроки были интересные и действительно разные, а здесь – столкновение интересов и методическое занудство.
Насмотрелся на всякое, увидел, что больше всего у людей гордыни. Исключения немногочисленны. Образование ушло куда-то вбок и практически забыло о детях, сосредоточившись на воздействии на них. Это четко видно именно на конкурсе: громкие слова на подиумах, остающиеся только словами.
Главный результат конкурса для меня: повысился уровень внутренней свободы и сократилось количество авторитетов. А общий вывод – все, конец нашему образованию. Оно рванет, и ждать относительно недолго. Вам не кажется?»

В самом деле, в какой мере проводимые для учителей мероприятия открывают возможности для реализации их возможностей? Они для людей какого склада?
Мероприятия под названием «конкурс», например, проводятся для наиболее предприимчивых. Для тех, кто умеет быть на виду и не упускать своего. Кто легко завязывает и поддерживает связи, дружит с нужными людьми. Правила конкурсов в их пользу.
Прочие, кто таковыми качествами не обладает или обладает в меньшей степени,  – это большинство учителей. Они склонны оценивать подобную деятельность негативно и называть ее то обманом, то мельтешением, то блатом – как угодно неодобрительно. Горды тем, что предпочитают трудиться, а не крутиться, хотя прекрасно видят, что предприимчивые коллеги устраивают свои дела порой за счет того, что сваливают работу на других и приписывают себе чужие результаты.
И все бы ничего – люди разные. Только вот новая система оплаты труда однозначно «заточена» под предприимчивых. Сегодня не быть на виду – жить на базовый оклад. Не участвовать в конкурсах  – не только проигрывать тем, кто крутится, но и на себя махнуть рукой. Мало кто согласится.
Однако идущая сейчас «смена установок» небезопасна. Когда увлечение имиджем, статусом и парадом достижений станет массовым, работать с детьми будет совсем некогда и некому.
Уже сейчас школе очень сложно поддерживать более или менее нормальный уровень образования. Все больше напряженности и рисков. Все меньше хороших учителей остается в профессии.
Хорошо себя чувствует, развивается и прекрасно работает только система грантов, конкурсов и мониторингов. Это спрут, вцепившийся в школу.

Рейтинг@Mail.ru