Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Третья тетрадь
Детный мир

Злобина Анна

«...мне надо было опять переродиться в добрую фею»

Записки учительницы английского языка

…Первоклассники милы и доверчивы, хотя мне по-прежнему страшновато. Но я уже смогла замедлиться настолько, чтобы говорить нараспев и очень-очень-очень четко. Успели на полторы сказки меньше, но очень надеюсь, что и в таком ритме, и в такой тишине сумеем как-то сладить с неподдающимися словами.
Правда, мальчики на уроке впали в отупение – все в меня, когда дело касается нелюбимого занятия. Нет, я не хочу сказать, что мальчики глупее, но... им просто нужно больше времени. Мальчиков я бы с удовольствием заставила что-нибудь копать, потому что их энергия пропадает совершенно зря. Если они кричат «ноу», то так, как герои американских фильмов, когда падают со скалы. Может быть, я научу их мыть доску – три года я мою ее сама, а если моют девочки, это не доска, а зебра из фильма ужасов. Хотя девочки всегда стараются изо всех сил, смотрят жалостно  – у каждой на лбу по вертикальной морщинке. И вдруг она там когда-нибудь насовсем останется?

Внеплановое, оно же главное

…Мне казалось, что я так здорово все соорудила и расписала, а на уроке поняла, что им сегодня это вообще не подходит, а сама не смогла перестроиться.
В общем, дело было так: Петя лежал на полу и изображал заплыв на стометровку. Никита, естественно, ему подражал. Когда зашла классная руководительница, Никита ее увидел и торопливо поднялся с пола, а Петя продолжал самозабвенно плыть на одном месте. Сама я стояла перед ним в образе монахини из близлежащего монастыря, с видом смирения и всепрощения.
Месть моя была страшна: когда после урока дети рванули прощаться за руку, а Петя впереди всех, я быстро спрятала руки и назидательно сообщила, что ему нынче я руки не подам. Тот плюнул и пошел кого-то бить (надеюсь, что кого-то из четвертого класса, а не из моего).
Но главное еще не это. Я по-свински подставила Павлика. Он прослушал домашнее задание и нарисовал вместо мальчика Джека, который «гуд бой»,  – кота! Кота, который ел крисмас пай! Я от души расхохоталась и шутливо спросила: «Почему у тебя котик-то? Там же был мальчик!» И тут весь класс – мальчики сорвались с мест, подбежали к парте Павлика и стали обидно смеяться. Тут я закричала, а Коля сказал какую-то гадость – я не услышала  – Павлику, тогда тот размахнулся и ударил обидчика. Коля врезал ему в ответ, я схватила Колю в охапку и поволокла на место. Тот злобно вопил: «Он первый начал!» Я: «Потому что не надо было его дразнить!»
Павлик был красный, злой, хотел реветь, резко собрал вещи, сунул их в порт­фель, больше ничего не делал. Я извинилась. Хуже всего себя в этой истории чувствовали он и я. Я была зла, потому что сами-то мальчики вообще не сделали задания, ни один! И мне надо было опять переродиться в добрую фею, а эту надзирательницу исправительной детской колонии убрать. В конце урока я налепила всем хороших оценок в виде попугаев с табличками «вэлл дан», забросила сумку на плечо и потопала во тьму и метель.
Шел снег, и я мела подолом юбки какие-то сугробы и мрачно смотрела из-под меха на то, как «нынче белым мелом заметает все кругом».

Глубокий вздох

Третий класс писал первый в жизни тест. Не очень получилось. Будем писать еще. И я сказала себе: «Боже, не дай этим детям вырасти такими же тупыми, как их учительница!» Прискорбно, но мне непонятно, что нового я узнала сегодня о моих учениках? Что у Аси память сто процентов, у Даши – девяносто девять, у Кати – девяносто восемь, у Вики около девяноста пяти, а у Полины около пяти? Я это и без теста знаю отлично.
Сперва я диктовала им правильные ответы (на доске были рисунки, а им надо было написать слово буквами), тыкая указкой в буквы на доске; потом уже диктовала по слогам, а под конец написала все ответы. Ответы диктовали ученики, мы проверяли всем классом. Дети сидели с красными карандашами и делали исправления. И хотя сама я никогда не блистала какими-то сверхъестественными способностями, считаю, что тесты нужны только для идиотов. В самом деле, тест на интеллектуальные способности включал пункт номер один: напиши под словом «test» свое (!) имя. На доске для примера надо было написать мое. Представьте, только один ребенок из класса написал все, что было на доске! Как ни странно, один довольно шустрый мальчик совсем не смог собраться.
Но если нам заняться вплотную буквами и тестами, то никаких песен и стихов уже не получится…

Из-за варежки на полу

День начался неприятно, потому что я шла по коридору и увидела детскую затоптанную рукавичку, подняла и тут же разозлилась на себя: надо было заставить какого-нибудь ребенка ее поднять, потому что это мог быть воспитательный момент, а я все за них сама делаю и только порчу.
Тихоня с кругами под глазами – после затяжной болезни – тихо положила лоб на стол и так сидела. Правда, и я просидела все детство, опустив глаза в парту, но раз в два-три года и у меня отказывали тормоза, и я совершала омерзительные поступки, за которые меня до сих пор всю жжет.
И только я подумала, что нужно было чаще это делать, как Никита опять начал переговариваться через класс с Андреем, и даже девочки начали болтать. Их не смущает ни мое, ни чье-то еще присутствие (у одного ребенка даже мама в коридоре сидит). Я: «Давайте уже позанимаемся». Ноль. Не выдерживаю и начинаю о том, о чем обычно кричат все учителя: «У тебя дома так себя ведут, да? Откуда эта помойка! Чтобы я не слышала таких слов у себя на уроке!» А сама ощущаю со стороны свой истерично звенящий визгливый голос и глубоко себя ненавижу, потому что это является воплощенным бухенвальдом моих детских (и недетских) кошмаров.
Безнадежно спрашиваю, рисуя на доске the Book: «Как называется самая главная книга на земле?» – «Библия!» – кричит Миша; «Гарри Поттер!» – вопит Андрей. Остальные поддерживают Мишу, и я облегченно выдыхаю.
В конце урока говорю им, что они сегодня огорчили меня, но... «я надеюсь, что вы хоть немного порадуете и споете». Они порадовали и шумно спели «Май Бонни»: «Оу, бр-р-ринь бэк май бонну ту ми, ту ми-и-и-и!» Так битлы поют, ускоряясь на припеве. И еще в награду мне была стопка альбомов.
И вот ты сидишь растрепанная, нер­вная, глубоко несчастная и глупая над этими альбомами и... понимаешь, что все не зря, что все делала правильно. Только добровольно, только через любовь, только через безграничное терпение…

Рейтинг@Mail.ru