Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

В специальной (коррекционной) школе-интернате города Биробиджана создана особая система работы с начинающими учителями. С каждым молодым педагогом здесь, как пишет Г.Зарина в статье «Адаптация молодого специалиста» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 2 за 2009 год), работают индивидуально, в зависимости от типа его профессиональной мотивации, настроя на взаимодействие с учениками, специфики возникающих проблем. Но, конечно, существуют и общие мероприятия, например, ежегодный туристический слет, который дает возможность новичкам быстрее познакомиться друг с другом и со школой. Каждый обязательно знакомится с опытом коллег – сначала молодых, а потом мастеров. Почему в таком порядке? Когда новичок видит урок мастера, то обычно пугается, что сам так не сможет, и его настрой на работу слабеет. А урок сверстника, напротив, укрепляет позитивные установки. Кроме того, новички посещают занятия «Школы молодого педагога». На этих занятиях учителя изучают нормативно-правовую базу и специфику деятельности школы, получают психологическую поддержку, повышают профессиональный уровень по таким направлениям, как урочная и внеурочная работа; самоанализ и анализ урока; диагностика результатов обучения; контроль и оценка знаний; педагогические технологии; формы организации деятельности учащихся на уроке; воспитательная работа.
Психологи Нижневартовского государственного гуманитарного университета провели исследование, посвященное гендерным особенностям развития рефлексии у младших школьников. Согласно полученным данным, личностная рефлексия (рефлексия, которая проявляется в отношении к самому себе и в отношениях с другими людьми) быстрее развивается у девочек. К примеру, анализ детских сочинений показал, что у девочек-первоклассниц личностная рефлексия нашла свое выражение в 27,3% работ, у четвероклассниц – уже в 52,4%  (!). У мальчиков рефлексивное отношение было отмечено соответственно в 15,8% и 21,1% текстов.

Подробная информация о результатах исследования содержится в статье Н.Федосюка «Гендерные различия в развитии личностной рефлексии у младших школьников» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 2 за 2009 год). Автор акцентирует внимание читателей на факторах, которые оказывают наибольшее влияние на образование так называемых рефлексивных ожиданий  – представлений человека о том, что думают о нем другие люди (именно через рефлексивные ожидания ребенок выходит на анализ собственных поступков). Какие же это факторы? В первую очередь это ситуации, которые заставляли ребенка не просто реагировать эмоционально на то или иное событие, а глубоко его переживать: ситуации школьных оценок, домашних событий и т.п.

Какие взаимоотношения складываются у матерей-педагогов со своими детьми? Такой вопрос поставили в своем исследовании ученые Брянского государственного университета. Выяснилось, что у многих матерей (40% респондентов) отношения с ребенком дошкольного возраста складываются по типу «симбиоза». Матери ощущают себя единым целым с ребенком, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от всех трудностей и неприятностей. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, он кажется им маленьким и беззащитным. Как отмечает М.Бурыкина в статье «Личностные особенности матерей-педагогов и их отношение к своим детям дошкольного возраста» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 3 за 2009 год), эта тревога возрастает, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле матери никогда не предоставляют ребенку самостоятельности. Примечательно, что матерям с «симбиотическим» стилем отношений присущи личностные особенности, связанные с факторами «экспрессивности», «высокой нормативности поведения» и «радикализма».
Почти так же часто встречаются отношения по типу «маленький неудачник» и «авторитарная гиперсоциализация». В последнем случае мать требует безоговорочного послушания и дисциплины, старается во всем навязать ребенку свою волю, оказываясь не в состоянии встать на его точку зрения.

Рейтинг@Mail.ru