Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Леонтьева Ольга

Как помочь отличнику?

Успешному ученику труднее всего даются отношения со сверстниками. И без поддержки педагога здесь не обойтись

Мы привыкли обращать особое внимание на учеников, которые учатся с трудом: им нужно дать знания, нужно срочно что-то предпринять. Но тем, кому учебные предметы даются легко, и в жизни, и в школе бывает не менее трудно. От того, замечали ли их проблемы учителя, смогли ли помочь с ними справиться, у этих ребят зависит не только аттестат, но порой и будущее…

 

История одной тетради

Саша К. учился в одиннадцатом классе и шел на золотую медаль, когда я начала работать в этой школе. Сверстники над ним постоянно посмеивались: неуклюжий, толстенький, в очках, часто говорит что-то невпопад. Не упускали случая сделать ему замечание и учителя: он не отличался внимательностью и аккуратностью. Его тетради даже демонстрировали как эталон небрежности, заставляя переписывать работы по нескольку раз. Ребят это радовало. Саша же остро переживал.
Но выяснилось это случайно. Я проводила урок-лекцию. Ребята должны были ее законспектировать и сдать тетради на проверку. После лекции, как обычно, предложила всем задать вопросы – задавал их только Саша. Вопросы его были жесткие, провокационные. Я старательно ответила на каждый из них, в какой-то момент мы даже по­спорили. А потом начала собирать тетради. Саша долго упрашивал меня не брать тетрадь на проверку, но я настояла на своем. В его записях было трудно разобраться, но, потратив немного времени, я поняла, что эта тетрадь велась не для учителя. Корявый почерк талантливого человека, перечеркнутые фразы и записи на полях  – там была система, понятная только хозяину тетради.
…На следующий день Саша подходил к каждому учителю, работающему у них в классе, и, прижав к груди тетрадь, словно драгоценность, начинал разговор: «Как вы думаете, что мне поставили за ведение тетради? Двойку? Нет. Тройку? Не угадали. Пятерку! Не верите? Сами по­смотрите!»
Он был счастлив. Я тоже. Мы подружились, он стал рассказывать о своей жизни. Оказалось, что Саша очень переживал, что у него нет друзей среди сверстников. В младших классах одноклассники завидовали ему, в старших – в основном над ним смеялись. И каждый момент подшучивания над ним учителей становился новым поводом для самых жестоких насмешек одноклассников.

Ботаники или изгои?

Отличники бывают разные. Но проблемы у них, к сожалению, общие.
Условно их можно разделить на две группы: «вынужденные отличники» и «естественные отличники». В первую группу войдут ребята, которые получают пятерки из-за того, что очень много занимаются дома – обычно под натиском родителей. Их заставляют делать уроки, наказывают за каждую четверку. Второй группе, напротив, учеба дается легко: они сами с удовольствием занимаются и в школе, и дома…
И те и другие в результате отдаляются от своих сверстников. Первых не пускают гулять, вторые не идут сами. Они не играют в игры, в которые играют их одноклассники, не ходят на дискотеки, не хулиганят (в привычном для детей смысле слова). Их называют ботаниками (мол, они ничего вокруг себя не видят, кроме пестиков-тычинок)  – сначала в шутку, потом с раздражением. А раздражение приходит от непонимания сверстников: самых неинтересных для них людей постоянно нахваливают взрослые, откуда такая несправедливость?
Редкие исключения, когда сильные в учебе ребята не прекращают общаться со сверстниками, принимают участие и в школьных мероприятиях, и в детских шалостях, не обращая внимания на неизбежно сопутствующие этому плохие отметки, лишь подтверждают правило: у отличников велика вероятность стать отвергнутыми среди сверстников.

Хорошая память: добро или зло?

Понятно, что вынужденные отличники, которые получают свои пятерки из-за сильного давления взрослых, на самом деле отличаются от одноклассников только своими семьями. Их родители, как правило, деспотичны, и именно с ними должны работать учителя в первую очередь, если хотят изменить социальный статус ребят в детском коллективе. Удастся объяснить родителям, что для ребенка важны не только отметки, но и уважение окружающих (а значит, ему нужны какие-то увлечения помимо уроков), – проблема может быть довольно скоро разрешена.
А вот у ребят, которые легко и с удовольствием учатся, проблемы со сверстниками часто появляются из-за некорректного отношения к ним педагогов. Дело в том, что именно учителя с начальной школы восхищаются их памятью, ставят в пример другим ученикам. Однако у людей, способных запоминать всю приходящую извне информацию, с трудом развиваются другие необходимые для жизни качества.
Сегодня их называют «ключевыми компетенциями», среди которых один из разработчиков «Стандартов образования нового поколения», академик Андрей Хуторской, выделяет следующие:
1) когнитивные (познавательные) качества – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;
2) креативные (творческие) качества  – вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; способность прогнозировать; критичность; наличие своего мнения и др.;
3) оргдеятельностные (методологические) качества – способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;
4) коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, интернет) и др.;
5) мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.
Нетрудно заметить, что все эти качества в школе не нужны детям, способным запоминать учебные тексты. Отвечая на поставленные учителем вопросы, они легко обходятся без умения чувствовать окружающий мир (потому что могут рассказать о чувствах тех, кто написал тексты). Им не нужно творчески мыслить, так как хорошая память позволяет воспроизводить результаты чужого творчества. Для получения хороших отметок у них нет необходимости во взаимодействии с другими людьми  – эти ребята могут сами прочитать любой текст и ответить на любой вопрос учителя.
Многие отличники сами пытаются изменить ситуацию, начиная по-детски протестовать: спорить с учителями, не отвечать на их вопросы, нарочито вступать в конфликты со сверстниками. Но педагоги и родители воспринимают это не как крик о помощи, а как хулиганство и всеми силами пытаются возвратить ребят в «правильное» русло. Ведь так удобно для взрослых: учителю нравится, когда в классе есть всезнающий и послушный отличник; родители уверены, что отличный аттестат станет залогом будущей карьеры их ребенка. О том, чего при этом он лишается, взрослые предпочитают не думать.

Как помочь отличнику?

Прежде всего учитель должен понять, какие компетенции слабее всего развиты у ребенка, и только после этого продумать свой способ работы с ним. Лучше всего предварительно обсудить это с самим учеником в конфиденциальной беседе, тогда педагог и ребенок станут союзниками в этой сложной работе. Развитие креативности, коммуникативных и мировоззренческих навыков не должно оцениваться по пятибалльной системе – будет правильнее продолжать выставлять отметки этому ученику по тем же правилам, что и его одноклассникам.
Этих ребят нужно научить не только (и не столько!) помогать другим (объяснять одноклассникам изучаемый материал), но и принимать от других помощь. Например, можно дать задание, которое должно быть выполнено в группах: найти ответ на вопрос, оформить газету, сделать презентацию в юмористической форме. Ученик-отличник может с легкостью сформулировать ответ, но сделать все остальное ему трудно. Он поможет своим одноклассникам в одном, они помогут ему в другом, результатом будет не только газета и презентация, но и новый взгляд ребят друг на друга.

Идеи для...

Строим дом

Проблема двоечников и отличников исчезает, если педагог перестает ставить двойки и пятерки. Конечно, необходимо как-то фиксировать успехи детей, их продвижение в учебном материале. Учительница начальных классов Преображенской школы из Кемеровской области Ирина Петрова сначала выделяет в каждой теме определенные разделы, которые предстоит освоить школьникам, виды работ, с которыми им предстоит справиться. Потом за каждую выполненную задачу ребенок получает цветную детальку с подписью – за что она дана. Это может быть яблочко, кирпичик, цветок. Их дети приклеивают на заранее подготовленные картинки – получается своеобразный дневник успеваемости: цветущие поляны, плодоносящие деревья, красивые дома. Цвет детальки не имеет никакого значения. Главное, что отмечаются только успехи и достижения, сразу видно, кто в чем силен. И не очень страшно, если у одного яблок на дереве чуть больше, чем у другого. Лишь бы каждый день на поляне появлялся хоть один новый цветок, у домика – хоть один новый кирпичик. Приняться за работу малыша вынуждает не страх, а желание сделать свою картину красивее, ярче.

Футбол на уроке географии

Спортивный азарт пробуждает в людях могучие силы. Архангельская учительница Надежда Бобылева предлагает своим ученикам сыграть в одну из самых азартных игр – в футбол, но на тему изучаемого предмета.
Класс делится на 2 команды (нападающий, защита, запасные игроки, вратарь) и болельщиков. Как положено, назначаются 2 тайма. Судья со свистком – учитель. У него есть желтые и красные карточки и таблички с цифрами, заменяющие табло. Болельщики готовят шумовую поддержку команд, гудят, машут флажками (возможность пошуметь для детей очень важна).
Роль футбольного мяча выполняют вопросы. Их ребята готовят заранее. Вопросы должны быть содержательные, простые для восприятия на слух, коротко сформулированные, иметь однозначный ответ и соответствовать теме. Непростая задача. Формулируя вопросы, команда одновременно повторяет пройденный материал.
Затем команды садятся напротив друг друга, болельщики располагаются «на галерке». Вопрос «посылает» сопернику нападающий. Это может быть не самый знающий участник команды. Но пока он собирает вопросы, готовится их прочитать, старается запомнить правильные ответы, чтобы понимать ситуацию, он, очевидно, начинает разбираться в теме. Вопрос может быть «отбит» защитником или передан вратарю (самый сильный игрок, последняя надежда). Если ответа все же нет, то на «табло» появляется «гол».
Выигравшая команда, конечно, получает приз. А проигравших нет совсем. Даже болельщики, внимательно наблюдавшие игру, получили немало полезной информации, которой смогут воспользоваться на ближайшей контрольной, особенно если в основу ее ляжет хотя бы несколько «футбольных» вопросов.

Рейтинг@Mail.ru