Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПО ШКОЛЬНОМУ СЧЕТУ


Кожурина Людмила, Мусарский Марк

Самостоятельность школы: миф или реальность?

Образовательным учреждениям нужны контрактные отношения с государством, считает Марк Мусарский

Нам говорят: экономическая самостоятельность ОУ не самоцель. Ее обретение напрямую связано с результатом, на который нас ориентируют, с качеством образования. Специалисты, разъясняющие нюансы этого вопроса, делают упор на материальной составляющей проблемы. Если школа распоряжается фондом стимулирования, она может самостоятельно формулировать образовательную стратегию и таким образом выживать в условиях конкуренции (борьба за ученика) – работать максимально эффективно.
Но это – по идее. На самом деле на местах школу и близко к распределению не подпускают. Смета приходит сверху вместе с предписанием, за что доплачивать, а по телефону могут еще и «посоветовать» – кому. Сумма выплат зависит от количества учеников в школе, поэтому она может быть одинаковой как для сильных школ, где есть кого поощрять, так и для слабых, где учителя работают ни шатко ни валко. А каково сильной маленькой школе? И далее: возникает экономическая незаинтересованность в росте профессионализма педагогов, ведь фонд стимулирования не резиновый...
На этом фоне доклад «Формирование реальной экономической самостоятельности ОУ», сделанный Марком МУСАРСКИМ, преподавателем Московской школы социальных и экономических наук, на конференции «20 лет реформ образования, что дальше?», воспринимался директорами школ то ли как упрек не по адресу, то ли как благое пожелание...

В рамках ограничений

Надо специально оговаривать вопрос «Что такое самостоятельность сегодня?». У нас нет ни самоуправления, ни свободы принятия экономических решений  – остается только то, что входит в наши компетенции внутри всем известных ограничений Положения о бюджетном учреждении. Мы можем самостоятельно распоряжаться доходами, но все доходы  – это доходы бюджета. Доходы от аренды – тоже. Смета формируется по условиям учредителя, а коррекция сметы допустима только с согласия учредителя. Сроки изменения сметы тоже проблема для ОУ. Да, мы можем привлекать различные бюджетные источники, можем продавать результаты труда, но вся наша продукция не освобождена от налогов, за исключением образовательной.
В такой ситуации сегодня только школы из регионов – участников КПМО работают через лицевые счета и сами сдают бухгалтерский отчет, это процентов тридцать школ. В других тишина: «Зачем нам это нужно?»
Об этом и поговорим. Возможности свободы у директора школы минимизированы, но они есть. НСОТ, например, позволила самостоятельно разрабатывать механизм распределения стимулирующего фонда. Это право школы, и школа должна его удерживать. Если в регионе перешли на бюджетное финансирование, директору нет смысла раздувать штаты. Ведь самое главное в НСОТ – достижение качества посредством стимулирующего механизма. Стимулирующие надбавки получат только те, кто добился результата. Другое дело, что не заявлены целевые результаты. Казалось бы, это хорошо, ведь директору виднее, как, насколько смогли продвинуться вперед люди в решении той или иной проблемы. Но часто список, за что платить, спускается в школу вместе со сметой, муниципальные руководители «хотят помочь». Только это явное нарушение бюджетного кодекса, где записано, что учреждение самостоятельно распределяет фонд стимулирования. Делайте по-своему, иначе вы не сможете сократить в своей школе зону неэффективной занятости и при тех же объемах финансирования увеличить зарплату лучшим педагогам. Вот как сегодня надо понимать финансовую самостоятельность в рамках наличных компетенций.

Менеджмент. Слабое звено

Нам не хватает контрактных отношений с государством. Это самая большая проблема для реального обособления школы. Муниципальные органы не желают расставаться с властью. Но позиция власти по отношению к школе должна быть иной. Их задача – не распределение денег, а решение вопроса предъявления результата потребителю: задать результат, получить и оценить его с точки зрения потребителя. Вроде просто: достиг или не достиг директор результата. Но просто так не достигнешь, и тут вступает в силу педагогическое искусство, а не экономическое. Но уже сейчас видно, как в рамках развитой конкурентной среды школы начинают поиск организационной ниши – надо найти свою и быть готовым к производству тех услуг, которые общество запрашивает. А региональных и муниципальных производителей примешивать не надо. Правильно так: эта школа произвела этот продукт. Это и есть обратная связь: школа способна отвечать на запросы общества.
Таким образом, в соответствии с бюджетным кодексом школе спускается только один показатель: норматив подушевого финансирования. Снизили норматив – добейтесь, чтобы он был восстановлен, это ваша прерогатива. Берите на себя права, которые даны директорам законом. Если школа не обособлена, не самостоятельна, мы никогда не получим ожидаемого результата. Школа по-прежнему будет стремиться побыстрее израсходовать полученные средства, а не повышать за их счет качество образования.

Рейтинг@Mail.ru