Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Ветров Максим

Нужен закон о негосударственном образовании

Так считают представители ассоциаций частных образовательных учреждений

В московском Международном университете состоялось всероссийское совещание ректоров негосударственных вузов на тему «Негосударственное образование в период мирового кризиса: ключевые проблемы, риски, поиск оптимальных решений».
Как выяснилось на совещании, негосударственные вузы могут серьезно пострадать от экономического кризиса. Однако государственную поддержку им предоставлять пока не спешат…

Удержать студентов

Как отмечали собравшиеся, за 18 лет рыночного развития в России сформировалась система негосударственного образования. Она включает сотни детских садов, десятки тысяч организаций дополнительного образования, более 800 школ, 250 ссузов и свыше 650 вузов.
448 негосударственных вузов получили государственную аккредитацию, из них 30  – статус академий, 13 – университетов. Всего в «частном секторе» высшего образования учатся 1,5 млн человек, или 17% от общего числа российских студентов.
Если раньше негосударственные вузы в основном готовили экономистов, юристов, управленцев, то есть обслуживали повседневные потребности экономики, то теперь все большую популярность приобретают лингвистика, социальная работа, экология, педагогика и др. Появились медицинские, строительные вузы, есть вузы, готовящие физиков, математиков, специалистов в области компьютерных технологий.
Однако, по мнению специалистов, грядущий год может стать последним для негосударственного образования, если оно не получит политическую, социальную и ресурсную поддержку государства.
По предварительным прогнозам, из-за снижения платежеспособности населения негосударственные вузы могут потерять до 30% студентов. В результате обучение оставшихся студентов окажется убыточным, и вузам придется объявлять о банкротстве. Соответственно могут потерять учебные места уже до 70% студентов, включая тех, кто мог бы платить за обучение.

Льготы и бюджетная поддержка

Как отметил президент Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ) и ректор Российского нового университета Владимир Зернов, многие проблемы, которые возникли в период зарождения негосударственного образования, так и остались нерешенными. Речь идет о налоговых льготах, об условиях аренды помещений, о социальной защите учащихся и педагогов, а главное, о бюджетной поддержке.
– В стране, где 85% ВВП производится в негосударственном секторе экономики, даже аккредитованные негосударственные образовательные учреждения не имеют доступа к государственным ресурсам, что означает дискриминацию организаций по признаку формы собственности и противоречит пункту 2 статьи 8 Конституции РФ, – отметил Зернов.
По его словам, отмена льгот по налогообложению образовательных учреждений (ФЗ № 122 – «Закон о монетизации») привела к прямому изъятию из их бюджетов значительных средств, предназначенных для развития образовательного процесса.
В отношении государственных образовательных учреждений проблема с налогами на имущество и на пользование земельными участками была оперативно решена путем перераспределения средств между федеральным и региональным уровнями бюджетов. А вот негосударственные образовательные учреждения вынуждены изыскивать средства для уплаты налогов за счет сокращения расходов на внутренние программы развития. Парадокс принятого решения заключается в том, что в наиболее невыгодную ситуацию попали именно сильные негосударственные вузы, которые более 15 лет тратили значительные средства на создание собственной материально-технической базы.
Президент АНВУЗ напомнил также о том, что летом прошлого года министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что негосударственные аккредитованные вузы смогут участвовать в конкурсах на получение госзадания по подготовке специалистов. Иными словами, при распределении бюджетных мест министерство будет принимать во внимание качественные критерии, а не форму собственности того или иного вуза.
Однако этот вопрос до сих пор так и остается открытым.
Кроме того, как констатировал Зернов, студенты частных вузов лишены льгот на проезд в общественном транспорте и других форм социальной поддержки.
– Мы учим таких же россиян, которые вместе со всеми платят налоги. Не должно государство разделять своих граждан на людей разного сорта, – убежден В.Зернов.

Противоречия ЕГЭ

Еще более резким было выступление коллеги В.Зернова – руководителя Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНООР) Александра Вильсона.
По его словам, негосударственные образовательные учреждения интересуют местные органы власти только как источник дополнительных доходов от налогов, аренды и повышенных коммунальных платежей. В то же время, по словам Вильсона, «в государственных образовательных учреждениях, которые зарабатывают деньги, соревнуясь с частными, царит разгул коррупции и бюрократии, процветают поборы и негласные вступительные взносы».
Но если в плане бюджетного финансирования и налогообложения «частники», в отличие от госсектора, лишены каких бы то ни было преимуществ, то в части обязательств уже достигнуто полное равноправие. Так, с этого года порядок приема в государственные и муниципальные вузы распространяется на аккредитованные негосударственные.
По мнению А.Вильсона, «тотальное введение ЕГЭ в нынешнем виде повлечет нарушение Конституции в части права каждого на получение образования».
По его словам, ассоциация подготовила поправку в закон, согласно которой ЕГЭ является обязательным только для тех абитуриентов, которые поступают на бюджетные места в вузах.
«Если же кто-то хочет учиться за свои деньги, то нет оснований препятствовать этому», – убежден глава АсНООР.

Поможет ли смена вывески?

Многие участники совещания высказывали предположение, что причина многих проблем кроется в термине «негосударственный», из-за которого произошло разделение образования на два сектора.
Если уйти от этого понятия, в том числе и в законодательстве, то все встанет на свои места.
Предлагались конкретные варианты альтернативных названий: неправительственные, общественные вузы. Большинство же считают, что наиболее целесообразно разделять образовательные учреждения на имеющие или не имеющие государственную аккредитацию, причем наличие таковой должно гарантировать равные права, в том числе на получение бюджетной поддержки, всем вузам, независимо от форм собственности.
Но, как справедливо отметил Евгений Минибаев, ректор Восточного университета гуманитарных наук, экономики и управления, престиж негосударственных вузов зависит не от названия, а от их реальных дел.
И здесь к «частникам» можно предъявить немало претензий.
Как выяснилось в ходе дискуссии, представители негосударственных вузов практически не участвуют в разработке образовательных стандартов, а также программ дополнительного профессионального образования по переподготовке безработных граждан.
На последний факт обратил внимание в своем выступлении первый заместитель министра образования и науки Исаак Калина. По его словам, «многие наши ПТУ, ссузы и вузы очень активно включаются в эту работу, но, к сожалению, среди этих учреждений практически нет негосударственных».
«Причина в том, что вы не можете предложить программ по специальностям, востребованным на рынке труда», – констатировал И.Калина.
Еще более жесткую реакцию чиновника вызвало утверждение А.Вильсона о том, что тем, кто поступает в вузы за собственные деньги, не обязательно сдавать ЕГЭ, и вообще им не надо чинить никаких препятствий.
«Миссия ЕГЭ – обеспечить контингент абитуриентов, подготовленных к освоению образовательных программ вуза. Если вы хотите принимать людей, которые не способны сдать ЕГЭ на 25 баллов, то весь пафос ваших выступлений продиктован заботой о прибыли, а не о качестве образования, – заявил первый замминистра. И добавил: – Вы рискуете стать жертвами своей пропаганды против ЕГЭ, если готовы к тому, чтобы вас учили, лечили и судили люди, у которых нет элементарных знаний из школьного курса, и вряд ли эти знания появятся в процессе обучения в вузе».
Несмотря на весьма напряженный тон диалога между ректорами негосударственных вузов и представителями министерства, И.Калина заверил собравшихся в том, что главное образовательное ведомство намерено подготовить поправки в законодательство, расширяющие возможности негосударственных вузов в получении бюджетных ресурсов на конкурсной основе. В том числе при распределении госзадания на подготовку специалистов.

Законный вопрос

Впрочем, упомянутые И.Калиной по­правки в законодательство уже разработаны.
Экспертный совет по негосударственным образовательным учреждениям при профильном комитете Госдумы подготовил законопроекты по налоговым льготам на имущество и землю. Государственным вузам расходы на эти цели в полном объеме компенсируются из федерального бюджета, и законодатели предлагают распространить этот механизм на негосударственные аккредитованные образовательные учреждения.
Как пояснил Алексей Петров, генеральный директор юридической компании, входящей в состав вышеупомянутого экспертного совета, продвижение этих законопроектов невозможно без определенной статистической базы, и с этой целью АНВУЗ неоднократно обращался к членам своей организации с просьбой предоставить информацию по налогам на имущество и землю.
В результате из 360 учреждений откликнулось лишь 17.
«На основании такого количества сведений составлять законопроект крайне несерь­езно», – подчеркнул А.Петров и призвал участников совещания активнее участвовать в продвижении собственных инициатив и отстаивании собственных прав.
Как показала дискуссия, не все представители негосударственного образования поддерживают политику «малых дел» в решении наболевших проблем своей отрасли и настаивают на системном, комплексном подходе.
«Латание действующих законов приводит только к исчезновению льгот для негосударственного сектора, – убежден Александр Вильсон. – Необходимо принять закон о негосударственном образовании, который может реально защитить наши организации от кризиса».
В рекомендациях совещания нашли отражение многие предложения собравшихся, в том числе о предоставлении образовательных кредитов для поддержки обучающихся в негосударственных вузах.

Рейтинг@Mail.ru