Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

СЕКРЕТЫ РАБОЧЕГО НАСТРОЕНИЯ


Меркулов Филипп

Когда на уроке скучно... учителю

Несколько рекомендаций, которые позволят по-другому увидеть привычный ход учебного занятия

Наступает такой момент в жизни учителя (обычно это случается в середине третьей четверти), когда он начинает жаловаться, честно говоря, на все подряд. На придирки равнодушной администрации, на лень непослушных детей, на ужасное расписание… Причина многочисленных конфликтов и обид – в накопившейся у педагогов усталости, в постоянной тревоге от сознания огромной ответственности перед учениками за результаты итоговых контрольных, экзаменов, в вечной неудовлетворенности достигнутым. Можно ли превратить вполне объяснимый кризис в точку профессионального рост

 

Борьба с рутиной

Каждое утро одно и то же. Звонок. Вы входите в класс. Открываете тетрадочку с планами уроков в том месте, где остановились накануне. Глава третья, параграф 6. Усаживаетесь на стуле, ножки которого словно вросли в пол. Дети что-то пишут. Признаться, вы не очень понимаете, что именно. А что творится на последней парте – тем более непонятно. Ваше жизненное пространство ограничено узкой дорожкой между учительским столом и доской. На душе тоскливо…
Для начала смените угол зрения. Урок, класс – живая, подвижная система. Известно: чтобы удержаться в движущейся структуре, необходимо тоже двигаться. Покажите ученикам, что весь кабинет  – ваша общая территория, без разделения на зоны для начальников и подчиненных. Весь класс  – пространство обучения. Пройдитесь по рядам, не прерывая образовательного процесса. Посмотрите, чем заняты ребята.
Присядьте рядом с кем-то из учеников, послушайте, как отвечают у доски, как обсуждают ход решения задачи. Вдруг отсюда вы заметите то, на что не обращали внимания прежде? Предложите одному из ребят занять учительский стул. Пусть отгадывает загадки или задает вопросы. Ему тоже полезно увидеть свой класс в новом свете.
Перемещение по кабинету нужно не ради неусыпного контроля (то на «камчатке» шпаргалку поймали, то из-под первой парты учебник вытащили), а ради полноты восприятия, возможности взаимодействия в разных ситуациях, поиска нестандартных подходов.

Расписание уроков

Учебное расписание, программа – все это вещи, от нас не зависящие. Но в нашей власти наполнить стандартную схему приятными для нас и учеников разнообразными методиками. Предложите детям на одном уроке исследовательскую задачу, на другом – письменную работу, на третьем  – групповые задания. Вы не соскучитесь и не окажетесь в конце дня перед грудой тетрадей, потому что все классы дружно написали вам контрольные.
Вообще групповые формы работы на уроке освобождают учителю дополнительное время для внимательного разговора с самыми слабыми или, напротив, самыми сильными в предмете детьми. Конечно, если сначала научить ребят слушать друг друга, действовать целенаправленно.
Разнообразие в учебный план внесет и взаимодействие с коллегами. Посмотрите, кто из преподавателей работает в те же часы, что и вы. Легче сотрудничать с коллегами, работающими в той же параллели. Но можно объединиться с классом постарше или помладше. Придумайте задания для смешанных групп или подготовьте общую дискуссию, конференцию, представление. Конечно, придется потратить время, чтобы выработать общие цели и критерии оценки результата. Зато в коллективе у вас появится единомышленник, да и ребятам полезно выйти за рамки собственного класса.
Стоит заранее предупредить администрацию о задуманном мероприятии, чтобы перемещения детей по коридору во время занятий не вызвали тревоги у директора.

Мы писали и писали

Лучшее и самое простое средство сохранения тишины на уроке – заставить учеников писать, не поднимая головы, чтобы некогда было рот открыть. Конечно, это не всегда способствует усвоению материала, иногда даже мешает, особенно тем ребятам, чья техника письма еще не очень развита.
Попробуем наполнить урочную писанину, без которой все же не обойтись, образовательным смыслом. К примеру, прочитаем классу небольшую лекцию минут на 10 или продиктуем условия сложной задачки. Один ученик делает записи на доске (на экране компьютера), остальные  – в своих тетрадях. Потом пару минут обсуждаем, можно ли по-разному воспроизвести логику текста, какие допустимы варианты, какие аббревиатуры и условные значки более эффективны. А медлительные дети получают шанс наконец-то все дописать до конца и еще разобраться в написанном.

Обратная связь

Мы столько сил вкладываем в работу, но иногда кажется – напрасно. Никто не ценит. И меньше всего – ученики. Им все не так, ничего не надо. Мы меняем формы, приемы, методики. А результат? Очень хочется узнать, что на самом деле детям нравится на наших уроках. Но как спросить и не услышать в ответ банальные фразы, пустые комплименты, слишком агрессивные высказывания?
Можно предложить ученикам ответить на вопросы небольшого теста о своем учителе, благо форма модная и теперь уже всем хорошо знакомая. Итак, формулируем 10 «заданий», по четыре предложения в каждом. Одно предложение касается вашей предметной и методической подготовки, второе – взаимоотношений с учениками, третье – организационных способностей, умения поддерживать рабочую атмосферу и, наконец, вашей личной заинтересованности. Выбрать ребенку надо хотя бы одно высказывание (можно больше), то, которое, по его мнению, больше всего вам подходит. Хитрость в том, что все высказывания в тесте позитивны, никаких осуждений, негативных оценок (вот бы и нам так детей оценивать!). Тестирование займет пять минут, потом вы с удовольствием прочитаете ответы. В то же время внимательный анализ результатов теста даст материал для размышлений: в чем ваша сильная сторона и в чем недоработка? Какие варианты никто не выбрал? Хотите ли вы, чтобы выделенные (или пропущенные) высказывания были отнесены к вашей педагогической практике?

Подводные камни

Вы начали меняться, преодолев усталость и инерцию. Ваши уроки тоже изменились. Но тут-то и подстерегает вас страшная опасность в лице родителей ваших учеников. Они мало знают о том, что творится в современной школе. Им некогда вникать в детали. Главное их желание – чтобы дети получили «хорошее» образование, то есть учились точно так, как когда-то они сами. Зачем современной молодежи дополнительная нагрузка: самостоятельность какая-то, творчество, компетенции непонятные? Непонимание, недостаточная информированность порождают тревогу и агрессию. Во избежание конфликтов прежде всего подробно информируйте родителей (через дневник, личные письма, школьный сайт) об успехах детей. Обязательно расскажите, какого результата вы ждете от каждого ребенка в конце года, как планируете подготовить класс к сдаче пресловутого ЕГЭ. Возможно, родители не все поймут и не со всем согласятся, зато несколько успокоятся и перестанут жаловаться на вас директору за странные методы преподавания.

Время решительных действий

Иногда усталость педагога в третьей четверти настолько глубока, что требуется радикальная «антикризисная» программа.
Психологи выделяют четыре типичных признака изнеможения: презрительное отношение к окружающим; упадок сил (моральных и физических); ощущение одиночества (непонятости, беззащитности); непреодолимое желание уволиться (хотя бы взять больничный); видимость бурной деятельности (решаете кучу проблем второстепенных, не приступая к важным).
Обнаружив у себя хотя бы два из вышеперечисленных симптомов, немедленно поговорите с более опытным (или просто дружелюбным) коллегой: переживал ли он нечто подобное? Как справился с проблемой? Его опыт может быть полезен вам. И просто спокойнее жить, зная, что не только тебе трудно.
Отличный способ – расширить круг профессионального общения. Это легко сделать, отправившись на курсы повышения квалификации, на какую-нибудь конференцию. И совещание в округе подойдет. Помните: вас интересует не только доклад  – вы хотите поговорить с коллегами. У них наверняка те же проблемы. А вот условия работы, способы выхода из кризиса могут быть иными, неожиданными для вас.
Не получается выбраться «в свет»  – ищите единомышленников и советчиков в интернете. Есть педагогические сайты. Есть тематические ветки ЖЖ. Виртуальный педсовет, он же психотренинг, бывает достаточно эффективным, при минимуме материальных и временных затрат.
При нашей напряженной работе усталость и приступы отчаяния неизбежны. Главное – не дать им перейти в хроническую форму.

Рейтинг@Mail.ru