Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Вифлеемский Анатолий

Введение НСОТ: инструкции и реальность

Что обещают Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда на 2009 год?

Сегодня уже можно говорить о некоторых результатах внедрения новых систем оплаты труда (НСОТ) в регионах.
Результат первый: в каких-то регионах, учтя опыт соседей, введение НСОТ отсрочили.
В Кировской области НСОТ планируют вводить с 1 апреля 2009 года, а в Республике Татарстан вообще решили не торопиться до 2010 года.
Результат второй: в условиях усугубляющегося экономического кризиса регионы словно соревнуются, кто выделит меньше средств
на повышение фонда оплаты труда (ФОТ). В Томской области повышение по сравнению с прошлым годом составило 14%, в Калмыкии – 12%, а в Кировской – всего 10%. Этих средств хватит лишь на то, чтобы повысить заработок малооплачиваемых категорий работников до минимального размера оплаты труда. На то, чтобы НСОТ функционировала нормально, по оценкам специалистов, необходимо повышение ФОТ не менее чем на 33–35%.

 

НСОТ можно и отсрочить

Весьма отличилась в деле введения НСОТ Нижегородская область. В октябре губернатор принял решение, что для работников государственных бюджетных учреждений Нижегородской области НСОТ действует с 1 января 2009 года. В этот же срок рекомендовали ввести НСОТ и муниципалитетам – для работников муниципальных учреждений.
Органы местного самоуправления приняли все необходимые нормативные акты; были изданы локальные акты образовательных учреждений, подписаны дополнительные соглашения к трудовым договорам.
И вот в середине января все с удивлением узнали, что правительство Нижегородской области постановлением от 31 декабря 2008 года перенесло введение НСОТ на 1 апреля 2009 года и рекомендовало сделать то же самое органам местного самоуправления.
Новогодняя ли это шутка или первоапрельская, разобраться трудно. А в результате муниципалитеты поставлены перед сложным выбором: следовать этим рекомендациям (и тогда отменять все сделанное и снова оформлять все необходимые документы) или все же ввести НСОТ, идя вразрез с рекомендациями областных властей.
На федеральном уровне тоже не все гладко. Хотя с 1 декабря федеральные государственные образовательные учреждения и перешли на новую систему оплаты труда, Рособразование 17 декабря 2008 г. отменило свой приказ от 5 сентября 2008 ?г. № 1169 «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности».
Правда, учреждения от этого потеряли не много. Ведь минимальных окладов по должностям работников в этом положении не было. В результате федеральные учреждения, вводя НСОТ, устанавливали минимальные оклады по многим профессиональным квалификационным группам ниже МРОТ (например, 2600 рублей для должностей рабочих, а педагогам – начиная с 3200).
А вот образовательные учреждения, подчиненные Минздравсоцразвития России, оказались в намного лучшем положении. Для «своих» учреждений это ведомство утвердило вполне приемлемую НСОТ. В частности, Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений среднего профессионального образования (утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 сентября 2008 г. № 522н) предусматривает минимальные оклады для рабочих начиная с 3000 рублей, а для педагогов – начиная с 5000 рублей.

Рекомендовано на федеральном уровне

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы ежегодно принимаются Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Хотя на самом деле на федеральном уровне уже совершенно открыто стали нарушать предусмотренные законом рекомендации (это, в частности, показало введение НСОТ в соответствии с постановлением правительства № 583, по целому ряду вопросов противоречащим Единым рекомендациям на 2008 год), формально все же именно этот документ должен быть основой для формирования систем оплаты труда в образовательных учреждениях в 2009 году.
Рассмотрим, какие важные новации имеются в новых Рекомендациях.
Во-первых, появился новый принцип формирования федеральных, региональных и муниципальных систем оплаты труда: работодатель обязан обеспечить равную оплату за труд равной ценности при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также не допустить какой бы то ни было дискриминации  – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников.
Тем самым ставится формальный заслон произволу при установлении стимулирующих выплат, хотя и могут быть различные мнения по поводу трактовки понятия «труд равной ценности». Кроме того, применение данного принципа при составлении органами местного самоуправления систем оплаты труда для подведомственных муниципальных учреждений делает невозможным применение Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, направлявшейся в 2006 году Минобрнауки России.
Иными словами, введение подушевой системы оплаты труда, с определением стоимости часа в каждом образовательном учреждении исходя из наполняемости классов, а не деловых качеств работников, будет прямо противоречить новым Рекомендациям.
Во-вторых, если исходить из новых Рекомендаций, несмотря на введение НСОТ, по-прежнему необходимо продолжать применять те разделы тарифно-квалификационных характеристик, где прописаны должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Из этого следует, что профессиональные квалификационные группы (ПКГ), введенные рядом приказов Минздравсоцразвития России, – пока фактически фикция, и установление минимальных окладов по ПКГ ничем не обосновано, так как требования к уровню квалификации сохраняются прежние, применявшиеся ранее при использовании ЕТС.
В-третьих, убрано упоминание о базовых окладах, а также об обоснованном соотношении величин базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, устанавливаемым Правительством РФ. Это, очевидно, связано с тем, что Правительство РФ фактически отказалось от предоставления реальных гарантий работникам, кроме установления МРОТ.
В то же время среди основных подходов к формированию систем оплаты труда работников бюджетных учреждений появился новый, согласно которому необходимо учитывать типовые нормы труда для однородных работ (межотраслевые, отраслевые и иные нормы труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном Правительством РФ).
Это достаточно важно. Для педагогических работников это означает дополнительные гарантии сохранения прежних норм педагогической нагрузки на ставку и дополнительное доказательство нелегитимности введения регионами штатно-окладной системы оплаты труда. Однако еще более важным является этот подход для младшего обслуживающего персонала. В частности, нельзя повысить нормы убираемой площади для уборщиц.
В-четвертых, детализированы рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений. В том числе рекомендовано установление размеров должностных окладов руководителей учреждений в кратном отношении к средней заработной плате работников основного персонала, а их заместителей и главных бухгалтеров  – в размере на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений, а также применение механизма централизации лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений, для использования их на поощрение руководителей учреждений.
Весьма своеобразной является и рекомендация использовать в качестве ориентиров при установлении систем оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и иных выплат, примерных положений, утвержденных для федеральных государственных учреждений. Конечно же, эти «ориентиры» отнюдь не гарантия уровня оплаты труда, в отличие от предусмотренных Трудовым кодексом РФ базовых окладов. Причем, как мы уже рассмотрели выше, в зависимости от ведомственной принадлежности такие ориентиры могут весьма отличаться.
Таким образом, исходя из анализа новаций Единых рекомендаций, надеяться на улучшение своего материального положения в результате введения новых систем оплаты труда работникам образовательных учреждений в 2009 году мы не рекомендуем.

Рейтинг@Mail.ru