Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Рабочая тетрадь для учителя

Существует расхожее мнение, что для подростков фигура взрослого становится менее значимой. С одной стороны, это так, мнение сверстников начинает играть очень важную роль. А с другой – потребность в поддержке взрослого не отпала, именно поэтому ребята попадают под влияние – в том числе и негативное  – взрослого, оказавшегося рядом в «нужную» минуту. Чтобы лучше понять, какие могут быть ожидания ребят от учителя, попробуйте провести небольшое самоисследование, возможно, вам будет интересно узнать что-то новое про себя.

1. Возьмите листок и ручку. Прислушайтесь к себе и попробуйте понять, чему лично вы хотели бы научиться. Это могут быть какой-то недостающий навык, необходимые знания по работе, а может, что-то совсем другое, например, вы с детства мечтали научиться чему-то, но все как-то не хватает времени. Может, у вас получится целый список, а возможно, это нечто одно, но самое важное.
2. Теперь представьте, что для этого вы могли бы выбрать учителя, который лично вам подходил бы по всем характеристикам. Раньше было принято выбирать себе Мастера, Учителя. Попробуйте его обрисовать. Ответьте себе на вопросы и запишите: какой бы это был человек? Какими он должен обладать качествами, чтобы вы максимально эффективно овладели знаниями? Что он должен вам говорить, чтобы ободрить и поддержать? Хвалит он или ругает? Что он ни в коем случае не должен говорить? Как он выглядит? Как держится, как ведет себя в трудных ситуациях? Если он замечает ваши ошибки, то что ему следует сделать? Как он к вам обращается? Что в нем для вас особенно ценно и значимо? А что ему вообще не свойственно?
3. Попробуйте сравнить себя с этим персонажем. Нет необходимости, чтобы ваш образ идеального Учителя совпадал с вашим реальным, просто изучите их. Что вы уже и так из этого списка делаете? Чем вы в действительности похожи на него? Какие качества вас объединяют? Можете отметить галочками эти качества. А затем  – другим цветом выделить те качества, которых вы в себе не обнаруживаете, что вам лично не свойственно. Посмотрите, много ли вас объединяет и в чем у вас расхождения.
4. Попробуем совместить идеальный образ с действительностью. Что, как вам кажется, из этого было бы хорошо повторить в реальности? Что уместно, на ваш взгляд, что может иметь позитивный результат в вашей работе? Сделайте проверку. Представьте, что можно взять из этого списка нового, а что стоит просто немного дополнительно развить?
5. Осталось самое интересное – примерить эту роль на практике. Разумеется, с необходимой коррекцией, с опорой на ваш личный опыт. Можно прямо сейчас попробовать что-то сказать из этой роли, представив себе класс, а можно просто пожить с ощущением, что вы и есть человек, воплощающий качества учителя. Не торопитесь, дайте себе возможность прочувствовать эту роль. Может стать немного смешно от позирования, но у учителя и актера, пожалуй, намного больше общего, чем иногда кажется. Теперь вы знаете, каково быть таким Учителем.
6. Чтобы продолжить самоисследование, необходимо провести небольшой эксперимент в реальности. Например, выберите какой-то класс и урок, который вы хотите провести в новой роли. Обращайте внимание на то, как вы себя в ней ощущаете, не «жмет» ли, как дети относятся к переменам, замечают ли, как реагируют на новые формы вашего поведения.
Проанализируйте, как ваша роль влияет на учебную мотивацию, есть ли отклик. Реакция детей – это интересная обратная связь, которая поможет доработать роль. Поделитесь потом результатами со своими коллегами, возможно, ваши находки будут для них очень полезны.

Рейтинг@Mail.ru