Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2009
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Олейников Алексей

Педагогика театра, ритуала, ремесла...

Реабилитация детей с проблемами развития возможна лишь тогда, когда вокруг них организуется целостная система жизни

Одна из самых сложных и закрытых областей образования – это коррекционная педагогика. Шестой, седьмой, восьмой виды. Дети с различными нарушениями интеллектуального развития, с аутизмом, синдромом Дауна и ДЦП.
И дети, на которых раньше стояло клеймо «необучаемые».
Если педагог хоть раз сталкивался с такими детьми, он знает, как сложно добиться от них отклика. Диапазон нарушений громаден  – от гиперактивности до полной апатии. Привычный педагогический инструментарий бесполезен, если не вреден, при работе с детьми с особенностями развития.
Но может быть, дело как раз в том, что эти инструменты не нужны? Ведь профессиональный взгляд учителя ищет дефициты, недостатки ребенка, которые надо корректировать, и исходя из этого выстраивает линию педагогического воздействия.
А что, если на мгновение отрешиться от такого видения? Представить, что недостатки ребенка есть потенциальные зоны его роста, его несформированные потребности. И попытаться создать картину внутреннего мира такого ребенка, увидеть ее становление и развитие.
Тогда начинается совсем другая работа, тонкая работа по поиску связей и аналогий между частным миром ребенка и миром внешним. И учитель становится посредником между этими мирами, протягивая нити понимания. Именно так работают специалисты московской общественной организации «Круг».

 

Помочь войти в мир

Организация «Круг», которую возглавляет Наталья Тимофеевна Попова, – это 20 сотрудников и 150 детей со всех концов Москвы. Разных детей – с аутизмом, ДЦП, различными интеллектуальными нарушениями. А еще «Круг» – это проекты «Особая школа», театральные студии, драмотерапия, всевозможные кружки, секции и огромный фестиваль «Протеатр». Он объединяет, кстати, все театры России и СНГ, где участвуют дети с особыми потребностями.
«Протеатр» организует гастроли и обмен опытом для сотрудников театров  – ведь зачастую с детьми работают не специалисты, а просто музыканты, художники, режиссеры.
Хотя на самом деле «Кругов» – два. И они накладываются друг на друга. Один  – это структурное подразделение Московского детско-юношеского центра «Норд-Вест» в Строгине. Именно здесь работают студии и кружки, сюда приводят детей.
Второй «Круг» – это общественная организация, где заняты специалисты, родители и старшие дети. Именно второй «Круг» занимается фестивалем «Протеатр», организует курсы по психологической реабилитации для школьных психологов и педагогов дополнительного образования в МПГУ, проводит семинары в Институте культурологии и Институте философии РАН. А со следующего года начинает курсы по социокультурной реабилитации и театротерапии в том же МПГУ.
Но и это не главное. Потому что на самом деле «Кругов» – три.
И третий – самый важный. Это «Круг»  – тот круг, где собираются дети, преподаватели и родители с одной целью – помочь детям стать людьми.

Знание из морской раковины

Стать людьми – это значит пройти те этапы развития культуры, которые проходит каждый человек.
– Но как это сделать в случае с нашими детьми? – говорит Наталья Попова. – У них доминирует правое полушарие – это фантазия и пространственно-зрительные образы. Ребенок почти не осознает себя, дискурсивное мышление и логический аппарат не развиты. В школе их сажают за парты, и с каждым учитель работает как с индивидуальностью. Но они же к этому не способны.
Реабилитация детей с проблемами развития возможна лишь тогда, когда вокруг них организуется целостная система жизни, – продолжает Наталья Попова.  – Особый мир со своими иерархиями и связями. Только тогда ребенок погружается в среду, адекватную его состоянию. Да, нам этот мир может казаться странным, архаичным, но он нужен ребенку. Иначе он создает такой мир внутри себя и в него погружается. Этот мир – знак его собственной культуры, которая защищает его и вне которой невозможно развитие. Но для поддержания этого мира ребенок должен его постоянно воспроизводить, он зациклен на нем.
И здесь на помощь приходят педагоги «Круга».
– Мы даем им внешние культурные формы, в которых может развиваться их собственный целостный мир, – соглашается Наталья Тимофеевна. – Например, круг людей, где происходит совместное обсуждение ценности, ее постепенное коллективное опознавание. Ряд людей друг напротив друга – это агон. В нем рождается ситуация спора, вопроса-ответа. Обмен подарками – развитие системы эквивалента. Все эти формы есть в традиционных культурах, они несут в себе элементы знания. Их них развивается способность к счету, диалогу и так далее. И получается, что педагогическое воздействие опосредовано, скрыто в ритуалах, театрализованных представлениях, занятиях ремеслами, в системе отношений в коллективе. Это воспитание культурой – медленное и тонкое, но неотменимое.
Мы не задаемся вопросом, как много человек должен знать при входе в школу, – размышляет Наталья Тимофеевна. – Важно, чтобы он владел культурными кодами, матрицами поведения, основами нашей культуры, которые пронизывают мышление и речь.
У нас есть цикл спектаклей, они называются «Мифы о начале», – продолжает Наталья Попова. – Там проигрываются базовые модели человечества, то, с чего оно начало свое осознанное развитие. Представьте круг детей, в центре – значимая ценность. Например, огромная раковина. Дети передают ее друг другу, трогают, прикладывают к телу, изучают. А потом эту раковину берет преподаватель. И вдруг внезапно выхватывает из нее длинный розовый шлейф полупрозрачной газовой ткани! Это заря мира, его рождение, понимаете? И этот шлейф накрывает какую-нибудь темную материю. Важно, чтобы это было внезапно, чтобы это было потрясением. Всё – в детях родилось понимание борьбы добра и зла, света и тьмы. Это те основы, о которых мы не задумываемся, не понимаем, что этому надо учить. Нельзя давать знаки, не научив сначала символам. Ведь знак  – это усеченный символ, он опирается на него. И без таких культурных кодов ребенок не может осознать куда более сложные вещи, которые мы пытаемся ему дать в школе. Так формируется модель, на которую может наложиться любое знание. И только тогда это знание может быть осознано и выражено.

Начиная с ритма

Значит, если дети – детство мира, то особые дети – это его младенчество. И не случайно в «Круге» так много внимания уделяют архаическим субкультурам. Мир ребенка с особыми потребностями схож с миром архаического человека.
– Здесь возникает еще одна проблема,  – замечает Наталья Попова. – Не случайно архаический человек всю жизнь проживал коллективно и коллективно переживал. Он решал задачу общим разумом, потому что у одного человека не хватало сил. Нашим детям также необходима плотность социума. Человек не развивается вне группы ему подобных. И его развитие происходит вместе с развитием группы, становлением ее самосознания. Именно поэтому я настороженно отношусь к инклюзивному образованию. Ребенку нужен идеал, который достижим. Если он видит, что остальные делают все лучше и у него так никогда не получится, это может обернуться эмоциональным шоком. Инклюзив больше нужен здоровым детям. А нашим ребятам необходима их собственная, не искусственно созданная среда. Свое пространство субкультуры, где они могут говорить друг с другом на своем языке.
Архаика – начало каждого человека,  – возвращается Наталья Тимофеевна.  – Мы часто используем тамтамы, например. Потому что иначе очень трудно дать чувство ритма, которое, бывает, почти отсутствует. А за год занятий ребенок начинает его чувствовать, пусть даже сначала только телом. А взять, например, работу с глиной  – ведь это работа с материалом, с материей в чистом виде. У некоторых детей даже не сформирован активный палец, им сперва надо ямку вырыть в земле, только потом они начинают что-то лепить. Первая картина, которую они создают,  – отпечатки ладоней в глине. Точно такие же, как первобытные картины на стенах пещер. Потом он берет этот комок глины и начинает лепить. И появляется… птица. Пусть нам она кажется комком, где едва проступает клюв – для ребенка на данном этапе это птица. И здесь педагог должен отойти в сторону и принять его знание, не обрушивать на ребенка всю массу знаний. Ребенок видит птицу так. И возможно, она навсегда для него останется такой, может быть, он не пройдет дальше, но главное  – чтобы он ощущал себя достойно на этой ступени.
Чувство достоинства – вот что помимо прочего нас делает людьми. В «Круге» происходит каждодневное таинство – таинство становления человека. От первых, смутно осознанных движений – к творчеству.
Ведь даже самое первое слово, произнесенное человеком, – это творчество,  – добавляет Наталья Тимофеевна.  – Ребенок не воронка, в которую можно бесконечно вливать знания. Усваивание культуры происходит по триаде – понимание, принимание и отдача. Только когда ребенок отдает, он понимает. Наши дети могут и хотят отдавать – по-своему, непривычно, слишком эмоционально и аффективно. Но это единственный язык, который пока им доступен. Язык чувства, язык эмоции. Вот почему лучшей терапией для них является театр.
Наши ребята не станут ни учеными, ни поэтами, ни инженерами, – улыбается Наталья Тимофеевна. – Но может быть, станут музыкантами, художниками и поэтами. Теми, кто они и есть на самом деле.

Рейтинг@Mail.ru