Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНЫЕ НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ


Новый год - один на всех! Но праздник у каждой школы - свой собственный!

Звездный час восьмиклассников

В московской «Школе самоопределения» когда-то решили закрепить организацию ежегодных ключевых праздников за определенной параллелью.
Осеннюю лицейскую неделю, к примеру, всегда придумывают девятиклассники, последний звонок – десятый класс. А Новый год – восьмой. Ребята стоят на пороге старшей школы, и они впервые заявляют о себе, о своем взрослении ярким новогодним карнавалом.
Поскольку это событие запланированное, ожидаемое, готовится к нему класс в сущности несколько лет. Собирает яркие воспоминания, ценный опыт. И совершенно точно семиклассники, танцуя на декабрьской дискотеке, обсуждают заодно, что в следующем году, когда за дело возьмутся они, нужно учесть ту или иную досадную оплошность или взять на заметку творческую находку.
Уже в сентябре восьмые классы придумывают сюжетные идеи праздника. Разные восьмые классы бывают с разными интересами, пристрастиями. Поэтому школа ежегодно превращается то в сказочную страну, в которой Карлсон (в нем, приглядевшись, узнаешь учительницу литературы) балует всех плюшками, а гадалка в цветастой шали (психолог, ясное дело) предлагает прохожим вытащить предсказание из плетеной корзинки. То в славный город Ноттингем, где грозный шериф держит в башне невесту Робин Гуда. И чтобы выкупить ее у злодея, разновозрастным командам нужно побегать по всем этажам и кабинетам, заработать, отобрать, выманить мешочки с заветным золотом у героев средневековых легенд.
Конечно, восьмиклассники не все делают сами. Они приглашают желающих принять участие в украшении школы, в спектакле, они раздают задания по классам: собрать команду воинов, подготовить испытание для рыцаря. Или, как в этом году, принести с собой на карнавал раскрашенный силуэт коровы (мы же вступаем в год Быка по восточному календарю). И рассказать всем присутствующим о характере и приключениях почетной гостьи. Но это уже необременительная подготовка, которая не мешает обычной жизни, а становится скорее предвестницей праздника, предвкушением его.
Юным организаторам облегчает жизнь не только помощь всей школы (тоже приятное ощущение дружеской поддержки), но и собственный многолетний опыт проживания в качестве рядовых участников устоявшейся «схемы» праздничного дня: сначала «большая игра» – команды бегают по школе, собирая, к примеру, выкуп за невесту Робин Гуда, потом работа мастерских по подготовке к карнавалу – изготовление шляп, масок, вееров, причесок, танц-классы, гримерные. Даже если костюм давно готов, всегда хочется как-то его усовершенствовать. Затем карнавал! Поздравления для волшебной мыши или представление «классной» коровы. Постепенно средняя школа расходится по кабинетам на чаепитие: посидеть «в своем кругу», поболтать, помечтать, поздравить друг друга. А зал заполняется старшеклассниками. И первый раз здесь на равных танцуют довольные собой восьмиклассники, теперь уже точно совсем взрослые, ответственные люди, устроившие для всей школы такой чудесный праздник.

Декабьрские мюзиклы и январские колядки

Новый год, ко всеобщему удовольствию, праздник пестрый, охотно и органично вбирающий в себя традиции разных эпох, культур и народов. В полном соответствии с этим многообразием проводят праздники учителя и ребята Винницкой школы № 12 Подпорожского района Ленинградской области.
Уже в начале декабря представители от классов, с пятого по одиннадцатый, тянут жребий, чтобы распределить сказки, которые будут инсценировать в форме коротких десятиминутных мюзиклов. Поскольку школьный праздник стал традиционным культурным событием в селе, к подготовке присоединяются родители, друзья и родственники: шьют костюмы, мастерят декорации, помогают с оформлением. А в последних числах декабря в школе проходит гала-представление, в котором каждый участвует и как артист, и как зритель.
Новогодние праздники сменяются рождественскими, а недавние звезды мюзиклов превращаются в ряженых и идут по селу петь колядки под окнами и собирать рождественские дары.

Ровно без четверти двенадцать...

Новогодняя традиция школы-интерната № 17 ОАО «РЖД» г. Кургана многих может ошеломить. Особенно тех, для кого занятия спортом и любая физическая нагрузка – наказание, а не радость.
В этой школе и дети, и учителя, и родители убеждены: спорт – залог не только здоровья, но и радости жизни. Эта школа уже шестнадцать лет является организатором «Рябковского пробега» – одного из самых массовых в России. Пробег они устраивают как праздник для детей и взрослых, продумывают и организовывают праздничное оформление мероприятия, ищут спонсоров, готовят призы. Работа непростая, но увлекательная. А результат радует всех. 6–7 тысяч человек от мала до велика ежегодно стартуют на улицах Кургана.
Наверное, именно из-за того, что бегать в этой школе умеют и любят все; закончив первое учебное полугодие, вся школа «вбегает» в Новый год. Собираются около полуночи, и ровно без четверти двенадцать начинается забег, в котором участвуют дети, ученики, родители. В 2009 году все желающие пробегут 2009 метров – год-то 2009-й!
Но это только начало общешкольного торжества. На дистанции всех участников ждут Дед Мороз и Снегурочка с небольшими подарками – мандаринами или яблоками, которые на финише можно будет обменять на пригласительный билет на новогоднюю дискотеку.
Часть родителей учеников школы в это же время готовят для ребят праздничные столы: горячий чай, сладости. «Вбежав» в Новый год, классы собираются в школе на небольшое чаепитие, а потом танцуют, веселятся до утра.

Кому достанется сундучок снегурочки?

Суруловская школа Новоспасского района Ульяновской области в предновогодние дни превращается в маленькое государство – со своими деньгами и очень напряженной деловой жизнью.
Подготовка к празднику начинается с созыва Совета дела, который планирует организационные моменты: какие деньги будут действовать на территории школы, что потребуется для оформления и празднования. Всю работу выполняют старшие ученики, с шестого по девятый класс, причем никто никого не заставляет и не командует. Главным органом управления становится газета, в которой две рубрики: «Что, где, когда» и «Биржа труда». Ребята заранее узнают, где потребуется их помощь, сроки выполнения работы, критерии, по которым она будет приниматься, и расценки. Вакансии разные, на любой вкус: изготовление купюр, казначейская должность, изготовление снежных скульптур, установка елки, рисование витражей. Наниматься можно индивидуально или бригадой, но все заработки ребята складывают в фонд класса, готовясь к главному событию – праздничному вечеру.
Он происходит в форме «Голубого огонька»: все пируют за столами, накрытыми и оформленными самостоятельно, и выступают друг перед другом по очереди. За участие в конкурсах, выступления и праздничный дизайн стола класс тоже может получить пополнение в свою казну. Чтобы не было обид и недоразумений, в жюри не допускаются ни родители, ни ученики, ни учителя. Только спонсоры, друзья школы и выпускники, которые с удовольствием участвуют в этом традиционном празднике.
И вот наконец наступает финал – новогодний аукцион, ради которого все так старательно и трудолюбиво копили денежки. Главный и самый дорогой лот – мешок Деда Мороза, подешевле оцениваются сундучок Снегурочки, ведро Снеговика и прочие сказочные емкости, в которых спрятано что-то привлекательное, но что, никто не знает, интрига сохраняется до конца. В том числе и относительно того, кто накопил больше всех.
Поторговавшись от души и спустив всё заработанное, ребята уносят подарки в классы, чтобы разделить на всех фрукты и конфеты. Внутри может быть и что-то несъедобное, но полезное: игра или фотопленка, одним словом, то, что« может пригодиться в жизни класса.
Школа небольшая, и средств на проведение праздника и подарки удается найти совсем не много, то есть награждать каждого ребенка за участие в конкурсах, выступление и прочие заслуги не получается. Поэтому исторически сложилось так, что при подготовке объединяются усилия всего класса. И получается просто замечательно!

Все тайны раскрываются в день бала...

Игра «Твой рождественский друг» традиционно проходит в декабре в отдельных российских и зарубежных школах.
Схема простая: все желающие в любом количестве (класс или часть его вместе с любимыми учителями, несколько классов – хоть вся школа!) за неделю (или 10 дней) до конца полугодия складывают записочки со своими именами в большую шляпу и вытягивают оттуда бумажку с чьим-то чужим именем. Каким – никто не знает.
Задача каждого игрока – всю неделю украшать жизнь того человека, который достался ему по жребию, всевозможными сюрпризами. И так, чтобы никто не догадался, кто автор висящего на двери класса или у входа в школу плакатика с пожеланием доброго утра «Милому Сашеньке» или «Дорогой Нине Викторовне», кто положил на сумочку Кристины завернутое в цветную бумагу яблоко или записочку с отрывком из хорошего стихотворения. И всегда вместо подписи загадочное словосочетание «Твой рождественский друг».
Несколько дней вся школа, даже те, кто не участвует в игре, живут в ежеминутном ожидании чуда, радости. Учителя и ученики строят догадки, пытаются угадать, кто кому дарит подарки. Есть причина вглядеться пристальнее в глаза пробегающего по коридору мальчишки или строгого завуча. А вдруг это он подложил тебе сегодня шоколадку? А как непросто самому подарить новенький карандаш строгому математику, от которого столько неприятностей было в первой четверти! И как странно видеть детское удовольствие от подарка на лице взрослого и чаще всего сердитого физика!
В день новогоднего бала раскрываются все тайны. Рождественские друзья лицом к лицу встречаются с теми, кого радовали все это время. Сколько неожиданных открытий! В новом году в школу придут уже не просто ученики и педагоги, дети и взрослые, а почти друзья.

Посиделки со свечой

Ростовская школа № 23 под Новый год для младшеклассников проводит праздник Свечи. Длится он несколько часов. Сначала хоровод в коридоре, потом таинственные посиделки в комнатах. Чего там только не бывает!
«Зажигается» большая, нарисованная на ватмане красивая свеча, она подсвечивается сзади. Из заранее приготовленной вощины (она продается там, где торгуют медом) каждый делает свою свечу. Поверьте, одинаковых не бывает. У кого с бусинками, у кого с ленточками из дождика. Свечка-качалка, свечка-лошадка. И какой аромат!
Звучит скрипка или гитара, старшие качают младших «в колыбели» (обычный коврик, покрывало). Потом Сказка за столом. В центре поддон с водой и плавающие свечи.
Увлекательное приключение: найти пятьдесят свечей (взрослые предварительно рассовали разноцветные магазинные свечки где только можно, порой в самых неожиданных местах). Потом украшение прозрачной кружки (тесемки, камушки, тряпочки, клей «Момент»). У кого кружка как юбочка, у кого – как личико. Поставили в них зажженные свечки-таблетки. Красота и такая тишина! Можно побыть свечкой на ветру (руки-фитилек). Вынести маленькую металлическую елочку, которая крутится от тепла, идущего от свечи. Даже в глазах учителей – блеск и озорство. Родители разливают чай.

Сеньор Помидор в долине естественных наук

В гимназии № 4 «Эрудит» поселка Псебай Мостовского района Краснодарского края в последние дни декабря каждая классная комната стараниями ребят превращается в загадочный теремок. А его обитатели сочиняют и репетируют свою волшебную сказку о самых главных событиях в жизни класса.
Празднование Нового года продолжает яркое представление «Виват, наука!», во время которого гимназисты, учителя и родители вместе с Дедом Морозом удивятся и порадуются успехам школьного научного общества «Эрудит». Юные исследователи в традиционном новогоднем спектакле соединяют сказку со сведениями из своих научных проектов. Старейшины из совета НОУ превратятся в проводников Деда Мороза, чтобы он не заблудился в таинственном лесу Познания, полном загадок и превращений. На поляне Филологии дедушка вместе со зрителями увидит ожившие легенды Кавказского заповедника, услышит темпераментные кубанские частушки, свадебные песни. По пути ему повстречаются удалые казаки, разыгрывающие Рождественский обряд. В долине Естественных наук сам Синьор Помидор расскажет целую былину… (не удивляйтесь!) об использовании растительных препаратов в целях защиты томатов от фитофторы в условиях влажного климата п. Псебай (конечно же в сказочной форме). А Господин Витамин, к изумлению Деда Мороза, определит содержание витамина С в его мешке с подарками. Когда пестрая череда научных открытий и сказочных приключений подойдет к концу, всю дружную компанию выведет из дремучего леса сам М.В.Ломоносов!

Изумрудный город для малышей

?акануне каждого нового года классные руководители московского Центра образования № 734 Елена Тубельская и Татьяна Меньшова обсуждают с ребятами, кому и какие подарки хочется подарить.
В этом году ученики Тубельской и Меньшовой заканчивают четвертый класс. Они впервые задумались о том, как сделать что-нибудь чудесное для своей школы.
Объектом заботы четвероклассники выбрали малышей из старшей группы ближайшего детского сада. Большинство из них весной придут в первый класс. Надо бы устроить так, чтобы ребята заранее понимали, в какую замечательную школу они придут и как интересно в ней будет учиться.
Что может стать подарком для малышей? Конечно, сказка. А еще дети любят, когда им читают увлекательные книжки. Значит, будем читать им книжку вслух перед сном (маленькие спят днем в детском саду). Какую книжку? Всю осень класс выбирал лучшее произведение. Ребята специально дома, в библиотеке искали что-то подходящее, приносили на урок, читали отрывки, обсуждали. В конце концов остановились на «Волшебнике Изумрудного города».
С середины ноября почти каждый день два четвероклассника (вдвоем не страшно) отправлялись с книгой в детский сад. Один читал заранее отрепетированный отрывок лежащим в кроватках детям. Второй помогал чтецу, слушал внимательно, наблюдал. Ведь завтра он придет в роли исполнителя, а кто-то другой станет его помощником. У помощника на самом деле была и еще одна важная задача. Пока малыши завороженно вникали в приключения Элли и Тотошки, четвероклассник по-пластунски (чтобы не увидели его в окошко между спальней и коридором) прокрадывался к стоящим в ряд детским тапочкам и раскладывал в них какие-нибудь мелкие сюрпризы: завернутые в фольгу конфетки, орешки, наклейки…
На следующий день малыши в назначенный час прилипали к окнам, бежали навстречу четвероклассникам и наперебой рассказывали о том, как волшебник снова оставил им подарки. И ведь никто не видел этого чародея, и никто не знает, когда он успел это сделать.
Но подарки приятно дарить не только тайно, но и явно. И вскоре четвероклассники приносят в детский сад настольную игру по книге с пластилиновыми фигурками Льва, Страшилы и Железного Дровосека. Устраивают маленькие представления для малышей по прочитанным эпизодам, доверяя эпизодические роли, Тотошки, например, зрителям. И щедро награждают участников. Горе родителям, решившим забрать свое чадо в этот день пораньше из садика. Ребенок плачет – ни за что не хочет уходить, пока не кончится игра.
А в последний предпраздничный день состоится в детском саду новогодний спектакль про Гудвина, Великого и Ужасного, а потом чаепитие в Изумрудном городе – в украшенном картонными колоннами и пластмассовыми изумрудами школьном кабинете четвертого класса, куда малыши придут как желанные гости и, возможно, будущие хозяева-первоклассники.

Ожидание заветного письма

В Новоспасской школе № 1 Ново-спасского района Ульяновской области в предновогодние дни с удовольствием осваивают культуру подарков и поздравлений. Все ждут начала декабря, когда в школе будет вывешен большущий почтовый ящик. А рядом – список учителей, ребят и родителей, напротив каждого имени номер, выполняющий роль адреса. В главный школьный ящик опускают свои послания старшие ребята, с восьмого по одиннадцатый класс, а малыши могут переписываться внутри своих классов.
Весь предпраздничный месяц уходит на то, чтобы придумать и написать не формальные коллективные открытки, а искренние личные поздравления учителям, ребятам, родителям. Все пишут всем, поэтому писем в канун школьного праздника накапливается множество, а сам новогодний бал окрашивается волнением ожидания и радостью от прочитанных пожеланий. Кульминацией праздника становится появление новогоднего почтальона, разносящего адресатам праздничную корреспонденцию.

Актеров столько, сколько найдется желающих

Педагог московской школы «Знак» Дмитрий Тюттерин каждый год устраивает со своими учениками рождественский спектакль для всей школы.
Сценарий спектакля может быть любой. Главное – дать ребятам возможность почувствовать чудо, прожить его. Хотя бы на сцене. Сыграть про то, как любовь и терпение спасают детей («Дикие лебеди», «Звездный мальчик»), прекрасная мелодия способна сотворить целый мир («Племянник чародея»), а веселье и отвага помогают найти общий язык с самыми разными взрослыми («Пеппи Длинныйчулок»).
Еще одно важное требование к сценарию – в него должно поместиться столько актеров, сколько найдется желающих принять участие в спектакле. Вот, скажем, сказка Андерсена «Дикие лебеди» позволяет представить зрителям образы любого количества мальчишек. Может быть два брата – один рассудительный, другой отважный. Можно пять братьев прописать в сценарии. А если активность детей высока, то и все двенадцать наберутся. Понятно, что придуманных педагогом (он же сценарист и режиссер, а также осветитель, декоратор и постановщик трюков) эпизодов нет в сказке. Но хотя они и не влияют на общий сюжет, не меняют судеб главных героев, эти коротенькие сценки совершенно необходимы детям, поскольку связаны с их внутренними потребностями. Ведь каждая роль – это личный опыт ребенка, разговор о самом себе, о своих проблемах. И сценарии выбираются так, чтобы хоть один участник мог открыто проговорить свои страхи, надежды, защищенный маской героя. Чтобы совершилось еще одно чудо спектакля – освобождение ребенка от груза невысказанных печалей и рост его душевных сил.
Важная идея рождественского представления: «Мы играем для зрителя». Смешно, интересно должно быть не только тем, кто на сцене, но и целому залу. Именно эта мысль помогает ребятам терпеливо оттачивать каждый жест, учить огромный текст или смиряться с крошечной бессловесной ролью, решаться на неожиданную импровизацию или отходить в тень, уступая площадку другому персонажу.
Как бы долго ни длились репетиции, какими бы замечательными они ни были (процесс здесь куда важнее результата), рано или поздно наступает премьера. Спектакль играется обычно дважды, чтобы все родители, учителя, школьные и нешкольные друзья смогли увидеть его. Он обязательно снимается на камеру. Он волшебный, сказочный, озорной – чудесный!
Спектакль – вершина, кульминация года. Теперь осталось бережно вывести ребят из игры, чтобы не исчезло ощущение счастья, восторга. Первый шаг – разбор декораций. Этот ритуал обязательно совершается всеми вместе, чтобы каждый сумел вернуться из мира сказки в реальность, почувствовал поддержку друзей, смог взять себе что-то на память: пиратскую шапочку, звезду с неба или вечно не вовремя заедавший зонтик. Второй шаг – после каникул труппа собирается на просмотр видеоверсии спектакля. Можно еще раз пережить самые яркие моменты и в то же время посмотреть на себя, на все происходившее – со стороны. Ты уже не здесь. Наступил новый год – новая жизнь. Правда, есть надежда, даже почти уверенность, что в далеком будущем декабре снова все соберутся в школьном зале и приступят к репетициям нового спектакля. Какого? Есть время подумать.

О новогодних традициях своей школы рассказывали:

Надежда ВОРОБЬЕВА
Елена КЛЕНОВА
Светлана НЕСТЕРЕНКО
Сергей СЫРЕНКОВ
Нина ЮДИНА


Публикация статьи произведена при поддержке международного русскоязычного социального образовательного интернет проекта MAAAM.RU. Посетив сайт интернет проекта MAAAM.RU, Вы найдете большое количество полезных материалов для организации и проведения различных мероприятий в детском саду. К Вашему вниманию представлены сценарии праздников, утренников, выпускного, игр, конкурсов и других развлечений, конспекты занятий и методические разработки, руководства по изготовлению детских поделок, оформления детских садов и многое другое. Удобный рубрикатор сайта MAAAM.RU поможет быстро найти статьи нужной тематики.

Рейтинг@Mail.ru