Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Когда в школу пришла конкуренция

Праздники стали помпезнее. А отношения — напряженнее

Дорогие читатели! В каждом номере «ПС» уходящего года мы вели с вами разговор о проблемах, которые вы обозначали в своих письмах в редакцию. Как правило, мы публиковали лишь тот фрагмент письма, где заключался вопрос. Но сегодняшний номер особенный, и мы решили сделать исключение. Письмо учителя Натальи Пичугиной из Московской области публикуется полностью:

«Какую роскошную елку в школе поставили, какие дорогие игрушки на ней, какая иллюминация! И мероприятие идет за мероприятием. «Удивительно, что мы даже на уроки ходим!» – говорили дети в конце полугодия.
Они только-только втянулись в учебу – школа-то у нас новая, в ней собрались дети, воспитанные на самых разных методических традициях.
«Нас учителя никогда не спрашивали, они своими делами занимались, что-то писали, а мы своими – музыку слушали, тихонько разговаривали. Не мешали друг другу… И не понять: то ли ребятам впрямь не повезло с учителями, то ли они так свой идеал обрисовывают.
Другая удивительная категория детей – тестофилы. Они так привыкли к тестам по всем предметам, что разговор с учителем на уроке, какое бы то ни было обсуждение вызывают у них недоумение. Им странно – разговаривать, слушать. Писать свое, от себя? Это как? Они меня учат: «Вы поставьте диск, а мы таблицу заполним, зачем мы сюда пришли?»
Очень выделяются дети, которые обучались дистантно – дома, за компьютером, по переписке с учителями, которых они никогда не видели. И вот теперь, классу к восьмому, родители решили поместить их в детский коллектив. Этим ребятам все интересно и дорого живое участие учителя в их работе, непосредственная реакция других детей. Они по сто раз окликают, переспрашивают. Одно «но»: «Я сегодня не первый? А кто первый? Понятно», – они все время набирают очки, отслеживают рейтинги.
Так что все крены, которые дает современное образование, видны как на ладони. И ставшее привычным небрежное отношение учеников к учителям, и недоумение, когда нет реакции на провокацию, и требование ежеминутного включения в их работу – все говорит об остром дефиците человеческих отношений в учебной жизни ребенка. Да и учителя тоже.
Ведь что с нами стало, когда в школу пришла конкуренция! Все за всеми следят, пишут друг на друга докладные: «Не вовремя начал урок… не записал урок в журнале… не вывел детей в раздевалку…» И понятно почему: любые минусы учителя нужнее, чем плюсы, когда дело доходит до распределения стимулирующей части заработной платы.
Как же это изматывает, как разрушительно действует – настолько, что не радуют ни роскошная елка, ни готовящееся в зале новогоднее лазерное шоу. А хотелось бы самого простого: спокойной рабочей обстановки. Обстановки, в которой учить детей можно не урывками, не бегом и не кое-как. Не под страхом и не под напряжением.
Я – за иллюминацию внутри, а не снаружи!»

Рейтинг@Mail.ru