Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2008
Третья тетрадь
Детный мир

СЕМЕЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА


Конфликт можно потушить...

...а можно – разрешить!

Утверждение себя как личности – одна из основных потребностей ребенка и подростка. Что я значу? Что я могу? Меня уважают? Со мной считаются? От меня что-нибудь зависит? Эти вопросы встают перед каждым растущим человеком и очень настоятельно требуют ответа. И прежде всего ребенок обращает эти вопросы к собственной семье.
К сожалению, внимание и понимание со стороны взрослых он встречает куда реже, чем это необходимо для дружной, гармоничной жизни. Психологические опросы показывают: многие школьники жалуются на то, что их общение в семье крайне ограничено. Родители расспрашивают их единственно об оценках и ничем другим не интересуются, кроме школьных успехов или неуспехов. А часто ли родители проявляют внимание к чувствам ребенка, его мнению, его пониманиию ситуации? Увы, редко… Ребенка зачастую вообще не выслушивают, если он пытается поделиться чем-то важным, сложным или неприятным. Родители тут же реагируют советами, запретами, одергиванием, не давая возможности поделиться наболевшим.
Помочь ребенку и родителям может методика, которая в отечественной психологии называется «активным слушанием», а в западной, наоборот, – «пассивным слушанием». Но это одна и та же методика.
Например, ученик вернулся с уроков в отвратительном настроении и закричал: «Ненавижу школу! Не пойду туда больше!» Типичные реплики родителей: «А ну прекрати!», «Что случилось?», «Не смей так говорить!»
Все эти реакции мгновенно пресекают разговор и оставляют ребенка наедине с его острым эмоциональным переживанием. Расстроенный ученик огрызнется: «Не пойду и все! Ничего не случилось! Уже и сказать ничего нельзя!» – в результате начнется ссора.
Как же следует реагировать? Не в вопросительной, а в утвердительной форме повторить слова ребенка и обозначить его негативные чувства: «Ты говоришь, что тебе неприятно идти в школу. Ты расстроен, обижен». В этом случае разговор будет продолжаться, ребенок сам расскажет и о том, что же именно случилось, и о том, как он воспринял случившееся.
В чем эффект такого слушания? Оно дает ребенку уверенность в родительском сочувствии и понимании и тем самым открывает путь к преодолению проблемы.
Такое слушание – лучшая основа для разрешения воспитательных конфликтов.
Оно должно быть взаимным, обоюдным. Путь к снятию противоречий включает в себя шесть необходимых шагов:
1) активное, оно же пассивное, слушание;
2) вопрос взрослого («Как же нам быть, предложи?», «У нас проблема, как же мы поступим, посоветуй?»);
3) пауза, взаимное молчание-размышление;
4) предложения ребенка;
5) предложения взрослого;
6) совместный выбор взаимоприемлемого решения.

Рейтинг@Mail.ru