Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Леонтьева Ольга

Когда нет взаимопонимания с классом...

Что может предпринять учитель-предметник в рамках своих уроков?

Мы давно говорим о необходимости индивидуального подхода, о личностно-ориентированном образовании, но при этом часто забываем: дети и педагоги не существуют независимо друг от друга, они образуют малые группы, сообщества классов, школ, других образовательных единиц. Каждая такая организация тоже отдельный организм со своими законами существования и развития, которые необходимо учитывать, стараясь повлиять на отдельные личности, его составляющие…

Класс как индивидуальность?

Класс – самая распространенная форма организации школьников. В нем собираются разные ребята по территориальному признаку и по воле случая. Но каждый учитель знает: класс довольно быстро становится неким целостным организмом, в котором действуют свои законы и который влияет на каждого человека, в него входящего.
Классы бывают активными и пассивными, веселыми и скучными. Иногда с классом работать легко, иногда – трудно. Класс формируется прежде всего в начальной школе и при переходе в среднюю несет и ценности, привитые первым учителем, и проблемы, сформированные им. А потом на класс накладывают отпечаток и остальные учителя-предметники. Именно из-за этого часто возникают проблемы, подобные той, которая описана в письме, пришедшем к нам в редакцию.
«Я работаю учителем химии 25 лет. В отличие от преподавателей математики или словесности, которые обычно работают с одним-двумя классами, мы, учителя химии, биологии, истории и других предметов, ведем по 1–2–3 урока в одном классе, и искать взаимопонимания приходится одновременно с 7–10 разными классами. А они отличаются один от другого так же сильно, как и отдельные дети. Естественно, каждый год у меня новые классы, из них восьмые – самые младшие. С ними нужно наладить хорошие отношения за небольшой срок, иначе эффективность работы будет низкой.
С одним из нынешних восьмых классов у меня возникла проблема. Не дисциплина, нет. Ребята слушают мои объяснения, выполняют задания, а я чувствую, что мы с ними очень далеки друг от друга, между нами так и не возникло взаимопонимание. Такое случалось и раньше, но я не обращала на это внимания: не задают дети лишних вопросов, не шутят со мной и не реагируют на мои шутки – раньше казалось, что так даже спокойнее работать. Но теперь эта ситуация меня не устраивает. Невидимая стена между нами мешает мне работать. Они словно закрыты, не пускают меня в свой мир, в результате я не могу знать, понимают они меня или нет. И похоже, не могу научить их химии должным образом.
Наталья А., Московская область»
Как и при работе с разными детьми, в данной ситуации нет единой методики. Но педагог довольно точно определил проблему: «нет взаимопонимания с классом». И если именно это поставить первоочередной задачей на уроках, цель становится довольно очевидной.
Как и при общении двух людей, взаимопонимание с классом может возникнуть при первой встрече, а может не появиться никогда, если не предпринять конкретных шагов.

По детской инициативе

Дети часто пытаются изменить ситуацию своими чисто детскими способами. Иногда открыто бунтуют, высказывая педагогу претензии. Иногда хулиганят, внимательно наблюдая за реакцией учителя, делая свои (важные!) выводы. Сбегают с уроков, подкладывают кнопки, натирают мылом доску… Они пытаются понять, что за человек пришел к ним, чего от него можно ожидать.
Чаще всего учитель вынужден проходить одну «проверку» за другой, и если повезет, после череды классно-учительских конфликтов классу и педагогу удастся понять друг друга и «сработаться». Если же в ходе жестких детских проверок учитель покажет себя не с лучшей стороны, конфликт может затянуться надолго, вплоть до окончания классом школы.
Но еще хуже, если класс даже бунтовать и проверять педагога не собирается. «Дисциплина хорошая, меня слушают, все задания выполняют…» Чаще всего такое происходит с самыми опытными учителями: классы, приходящие в среднюю школу, многое знают о них от своих старших друзей. И фразы одних: «У нее не побалуешь! Она много требует!» – часто сказанные с внутренним принятием учителя, уважением к нему, вызывают у других ребят противоположные ощущения. Не по злому умыслу, а просто на основе жизненного опыта класса.

По инициативе учителя

Чтобы понять причины такого поведения, нужно проводить длительную работу – и с отдельным человеком, и с классом. Но обычно у предметника нет на это ни времени, ни сил. Что же делать?
Для тех, у кого существует подобная проблема, можно предложить наладить взаимоотношения в рамках тех уроков, которые есть. Попробуйте спланировать несколько занятий, во время которых привычная ролевая позиция учителя всезнающего и потому всегда правого (позиция «взрослый – ребенок», о которой мы писали в «ПС» № 21) сменится по отношению к классу на позицию «взрослый – взрослый». В данном случае «взрослый – взрослые». По сути своей «лекарство» то же самое, что и в межличностных отношениях, только роль второй личности при этом выполняет целый класс.

Уроки, изменяющие отношения

Таких уроков можно придумать множество, приведем лишь некоторые примеры.
1. Учебно-ролевые игры. Такой урок можно провести по любому предмету. Чтобы его спланировать, учитель прежде всего должен попытаться образно представить себе материал, который только что изучали (тогда это будет урок закрепления усвоенного, или урок повторения пройденного, или итоговое занятие по теме) или который только предстоит пройти с классом (в этом случае ролевая игра станет формой изучения нового материала). Например, только что пройдена тема «фотосинтез». Для проведения учебно-ролевой игры детям предлагается выбрать роль одного из «участников» фотосинтеза (хлоропласты, энергия света, кислород, углекислый газ, клеточные органоиды и др.). Учитель тоже принимает на себя одну из ролей. Во время обобщающего урока парты отодвигаются к стенам, и в центре класса все вместе воспроизводят процесс фотосинтеза как общее импровизационно-театрализованное действие.
На уроках истории вместе с детьми можно разыграть сцены из жизни в далекие времена, инсценировать встречи различных исторически значимых личностей. На уроках химии – попытаться разыграть процессы взаимодействия химических веществ. Такие уроки обычно трудно готовятся, но проходят легко, снимают напряжение между детьми и учителем.
Особенно интересно потом всем вмес-
те проанализировать то, что удалось разыграть. Чтобы помочь детям увидеть самих себя как взрослых людей, имеющих право задавать вопросы, быть свободными и раскованными, но уважающих другого взрослого, находящегося рядом, учителя, и проводится обсуждение. На него можно потратить отдельный урок. При этом обязательно дать возможность всем ребятам высказать свои точки зрения, спросить о том, что непонятно. После них свое отношение к совместной импровизации выскажет и педагог, не забыв похвалить всех, весь класс: ведь такой урок невозможно провести, опираясь только на знания отличников или артистизм двух-трех человек.
Другой тип учебно-ролевых уроков можно объединить под условным названием «суды». Для их проведения выбирается некоторая историческая личность или спорная научная гипотеза, присяжные, обвинители, адвокаты, свидетели… И снова начинается общее действие, в котором учитель играет роль одного из членов представления, работу которого потом будут обсуждать так же, как и игру других персонажей ролевой игры.
2. Мозговой штурм. Перед классом ставится некоторая (научная) проблема, которую нужно попытаться разрешить силами ребят. В классе выбирается ведущий дискуссии (один из учеников), а учитель входит в одну из групп, вырабатывающих идеи для общего обсуждения. При этом мнение этой группы перед остальными высказывает не педагог, а кто-то из ребят.
3. Урок-подарок. Перед Новым годом или любым другим праздником педагог может сделать детям «подарок»: провести совершенно необычное занятие. Этот урок может быть связан с изучаемым предметом, а может стать просто интересным и увлекательным для всех присутствующих. «Это будет нашим секретом, но я хотел бы сегодня забыть про учебники и поговорить с вами о…» Урок-подарок можно придумать для любого класса, главное, чтобы подарок был сделан от души.

...Чтобы придумать такие уроки, педагогу нужно лишь поискать в собственной копилке – она у каждого опытного учителя очень большая. Любое нестандартное занятие, во время которого учитель сменит свою роль с авторитарной на человеческую, заставит ребят по-новому посмотреть на взрослого, а учителя – на своих учеников. И если правильно его организовать, это может стать началом таяния льда недоверия между педагогом-предметником и классом, с которым он работает, может быть, всего лишь раз в неделю…

Идеи для...

Ярмарка достоинств

Педагог Аннинского лицея Воронежской области Наталья Корнилова помогает своим ученикам сформировать адекватную самооценку, по достоинству оценить собственных одноклассников в ходе игры в Ярмарку.
Все участники получают листы с надписями «Продаю» и «Покупаю». На одном листе, под надписью «Продаю», нужно написать те недостатки, от которых хотелось бы избавиться, или те достоинства, которыми готов поделиться. На другом листе, под надписью «Покупаю», нужно написать качества, которые хотелось бы приобрести.
Эти листы каждый прикрепляет себе на грудь и сразу превращается в посетителя Ярмарки. Ребята ходят по классу и предлагают друг другу что-либо купить или продать. Игра продолжается до тех пор, пока покупатели не обойдут и не прочитают все возможные варианты сделок. Затем проводится обсуждение: что было легче купить или продать? почему? какие качества вы не смогли продать или купить? Итогом игры могут стать совершенно неожиданные выводы. Кто-то поймет, как важно признавать собственные ошибки. А кто-то неожиданно обнаружит, что некоторые качества легко превращаются из недостатков в достоинства, если чуть сменить угол зрения.

Времена года

Предложите ребятам разбиться на несколько групп молча. Сначала каждый участник, включая педагога, вытаскивает бумажку с названием группы. Это могут быть части речи, если вы словесник (существительные, прилагательные, глаголы и наречия), классы веществ или животных, если по расписанию урок химии или биологии, континенты заинтересуют географов. Самый простой вариант для всех – времена года. Здесь логично объединяться по месяцу рождения, и бумажек писать не придется. Нельзя ни говорить, ни показывать числа на пальцах, ни рисовать в воздухе цифры или буквы. После того как группы образовались, даем пять минут на разговоры в узком кругу: каждая группа должна подготовить небольшую пантомиму, представляющую ее название. А остальные команды попытаются отгадать таинственное слово.
Подобная игра поможет участникам лучше понять друг друга, а также принять учителя как члена команды, одного «из них».

Орешки для Золушек и Принцев

Мы знаем, как трудно найти свое среди чужого, как трудно обратить внимание на детали, когда на первый взгляд все вокруг кажется удручающе одинаковым. Самое время принести в класс мешочек грецких орехов. Орехов должно быть столько, сколько человек в классе. Учитель тоже человек.
Каждый берет из мешочка по одному ореху и одну минуту внимательно разглядывает свой орех, стараясь запомнить все его трещинки, ощупать каждую морщинку. Ставить какие-то метки категорически запрещается. Потом складываем орехи обратно в мешок, перемешиваем и высыпаем на парту. Задача – найти свой орех в россыпи. Кому удалось, делится опытом: по каким признакам отличил свое от чужого. Наверняка разговор свернется на мир людей. Человека тоже непросто увидеть в толпе, понять его своеобразие.
В заключение дружно съедаем многозначительное лакомство или раскрашиваем в разные цвета, оборачиваем фольгой и развешиваем на классной елке.

Рейтинг@Mail.ru