Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Печатникова Людмила

Папка личных достижений

Как превратить ее в эффективный инструмент в повседневной учебной работе

Портфолио может стать действенным способом демонстрации качественного результата обучения, особенно если работа по его составлению ведется на протяжении всего курса обучения, а не выполняется аврально в последний день четверти.

Вместо тройки в полугодии

Идеальный вариант, когда у ребенка есть личная папка (ящичек в шкафу), куда он складывает все свои работы. Важное условие – на работе должна стоять дата, чтобы легко было увидеть динамику процесса.
Раз в четверть (для малышей чаще – раз в неделю, для старшеклассников – раз в полгода) ученики прямо на уроке разбирают архивы, помещая в портфолио (удобнее всего большая папка на кольцах, куда можно вкладывать файлы, бумаги разного формата, менять материалы местами) то, что считают достойным публичной демонстрации. Это не обязательно что-то «творческое». Целая тетрадь упражнений, в которой видно, что ошибки уменьшаются, а почерк становится аккуратнее, грамотно сделанная работа над ошибками, разумные конспекты учебника или лекций, список прочитанных статей, книг, возможно, даже копии любимых отрывков – тоже результат, который свидетельствует о потраченных усилиях и приобретенных навыках.
В портфолио стоит положить небольшой комментарий ученика: о чем должны свидетельствовать данные работы, какие результаты хочется предъявить педагогу, одноклассникам, родителям. Серьезная задача. Не обсуждать несправедливость оценки, поставленной суровой учительницей, а самостоятельно подумать, чему научился, что стал делать лучше, что узнал, понял, чего добился. Тут же и о проблемах можно написать. После разговора об успехах это не так страшно. Если ребенок сам увидел и сформулировал свою учебную проблему, он наверняка сумеет превратить ее в конкретную задачу, наметить способы решения.
При работе с портфолио важно не пропустить два организационных момента. Первый – обсуждение принципов отбора материала вместе с одноклассниками и педагогом. Ребенок видит, как разные люди оценивают его работы, иногда по другим критериям, с другой точки зрения. И вдруг обычная задачка после беседы с учителем становится предметом гордости, потому что она решена оригинальным способом, хоть ответ и посчитан неправильно. А мнение одноклассника заставляет присмотреться к рисуночкам на полях тетради. Оказывается, их можно связать с рабочими записями, увидеть в них комментарий к происходящему на уроке. Конечно, окончательное решение принимает автор.
Второй необходимый этап в работе с портфолио – публичная демонстрация результатов. Ученику необходимы обратная связь, живая реакция зрителей. Только тогда станет понятно, зачем заводить папку и почему надо быть готовым к определенному сроку. Форм придумано немало. «Музей личных достижений», по которому дети водят своих одноклассников, родителей и учителей, представление портфолио в небольших группах, рецензирование работ друг друга, конференция, стендовые доклады…
Необходимость предъявить свои результаты разным людям заставит учеников задуматься о структуре портфолио. Как минимум составить подробный перечень материалов, выделить главы. Для одноклассников, людей знакомых, на первый план надо выдвинуть последние достижения, подобрать что-то интересное, например, придумать интерактивные задания и превратить презентацию в увлекательную игру. Родители жаждут официального признания достоинств своего ребенка, значит, собираем тетради с пятерками, дипломы олимпиад и конкурсов. Для незнакомых читателей положим краткую информацию об авторе.
Если ребенок собирает портфолио на протяжении хотя бы нескольких четвертей, можно использовать накопленный материал для серьезного разговора об особенностях ученика и содержании работы педагога.

Подводные камни

Чтобы портфолио не превратилось преждевременно в пустую формальность, приходится быть внимательным к мелочам.
Хорошо бы, особенно поначалу, не включать в него всякие четвертные отметки, результаты административных тестов. Да, порой ученик страшно гордится итоговой четверкой. Но это всего лишь мнение учителя. А сам ты как думаешь? Какую серьезную работу ты совершил в этой четверти? Оценка не цель, а следствие личных усилий и побед. Или поражений. И ребенку необходимо понять, в чем успех и в чем прокол.
Иногда хочется облегчить детский труд и выдать ученикам, к примеру, цветные листочки с готовыми заголовками рубрик. Или еще проще – зачетную книжку с расчерченными столбиками. Ребенку остается только вписать туда пару слов. Наверное, время от времени так можно поступать, особенно с малышами. Но если мы хотим увидеть в собранных материалах личное продвижение ученика, его индивидуальную образовательную траекторию, придется предоставить ему максимальную свободу выбора и самовыражения.
Портфолио – демонстрация индивидуальности ученика, и нельзя устраивать соревнования по этому поводу. Один ребенок отличается от другого, но он не лучше и не хуже – просто другой. Конечно, можно сказать, кому какое портфолио было интересно читать, какие открытия в них содержатся. Что осталось непонятным? Что пожелать автору на будущее? А распределять места и награды будем на олимпиадах.
Образование ребенка протекает не только в стенах школы. Поэтому в портфолио неизбежно попадут материалы, принесенные из дома, из кружка или студии, в которой занимается автор. Не будем препятствовать расширению пространства.

 

Рейтинг@Mail.ru