Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Недорабатываете!

Хитрая арифметика школьной администрации

Не за горами объявленный президентом Год учителя, 2010-й, а прецедентов нарушения прав педагогических работников меньше не становится. Нам пришло письмо из Кемеровской области:

«…Количество учеников сокращается, денег соответственно у школы немного, но требование перехода на индивидуальные учебные планы непреложно. У нас уже второй год выходят из положения так. Часы на работу с учеником по его образовательному заказу нашли за счет «недоработки», так называемого «невыработанного времени», тех пяти минут, которые, оказывается, учитель «должен», так как урок идет 40 минут, а академический час, нам сказали, 45 минут. Эти пять минут суммируются, за неделю набегает полтора-два часа, которые учитель отрабатывает бесплатно непосредственно по тому материалу, который заказывают дети. А дети заказывают то, что не включено в профили. Потому что боятся, что при поступлении им может не хватить знаний по предметам, которые у них ведутся на базовом уровне.
Справедливо ли это «расписание бесплатных уроков», которое мы сдаем администрации? »

Беспроигрышный упрек учителю: «Не дорабатываете» – специфика профессии такова, что он и сам это постоянно ощущает. Только ведь меру надо знать. Закон, наконец, если у руководителей совести нет.
Ситуацию комментирует Александр Сорокин, один из разработчиков НСОТ, аналитик центра «Концепт»:
– С одной стороны, направление взято верное: учить по личному запросу учащихся. С другой – организационная форма, мягко говоря, туманная.
Начнем с того, что в идеологии НСОТ выражение «расписание бесплатных уроков» звучит провокационно. Идея как раз в том, чтобы учитель получал по труду.
Разберемся. Бюджетные деньги рассчитаны по времени, время измеряется в академических часах, а час этот в среднем образовательном учреждении может быть равен и 35 минутам, и 40. Согласно СанПиНам урок длится не более 45 минут. Никакого формального права устанавливать час по формуле 40+5 у учреждения нет. Если в уставе ОУ написано, что урок идет 40 минут, значит, академический час равен 40 минутам; написано 45 – значит, 45. Хоть 35 – никто никому ничего не должен.
Но надо знать логику чиновников: «Если не запрещено – действуй». По этой логике выгодно, если за счет основной зарплаты учитель не только выполняет обязательства по программе (он должен проходить ее быстрее), но и удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности учеников. Однако, повторю, есть законодательные ограничения, которые мешают осуществлению подобных финансовых уловок.
Какую продолжительность урока определяет устав? Содержится ли в нем запись о разделении академического часа на две части и прописано ли, как, на что, на каких основаниях расходуется отделенное время? Отражены ли эти решения в трудовых договорах администрации с учителями, переписаны ли договоры? Если нет, налицо чиновничий произвол, его надо пресекать.
…Понятно. Только пока мы готовили к публикации это письмо, нам пришло другое: «У нас перемены объявили рабочим временем учителей, поскольку наш час – это 60 минут, а не 40. Тому, кто не проводит на переменах игры, зарплата будет срезана на треть…»

Рейтинг@Mail.ru