Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Может пригодиться...

Моменты, когда родители сопровождают ребенка на какое-нибудь соревнование, испытание, конкурс, благоприятны для педагогического взаимодействия. Ведь взрослый в это время не занят ничем другим, эмоционально настроен на поддержку. Поэтому родители довольно охотно обсуждают с педагогами проблемные ситуации и принципы общения с детьми.

Можно предложить для групповых дискуссий несколько тезисов, например, такие:
– Детей учит то, что их окружает.
– Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
– Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
– Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
– Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
– Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
– Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
– Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
– Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
– Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
– Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
– Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.
Можно предложить только первую часть каждого предложения, до тире, а закончат пусть сами родители. И если возникнет спор, это сделает обсуждение более живым и предметным.

Часто во время подобных дискуссий возникают вопросы о том, как правильно оказывать поддержку ребенку, не подавляя его инициативы и самостоятельности. В этом случае можно ознакомить родителей с некоторыми правилами, иллюстрируя их конкретными примерами.
– Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке».
– Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно ему помогите.
– Если решили помочь, то:
возьмите на себя только то, что он не может выполнить;
по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему ответственность за их выполнение.
– Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте ему ответственность.
– Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

Рейтинг@Mail.ru