Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД


На всякий случай

Как определить, на самом ли деле в вашей школе ребята участвуют в решении важных вопросов или вся система самоуправления существует лишь на бумаге?
При составлении дюжины тестовых вопросов мы воспользовались советами опытных руководителей: директора московской «Школы самоуправления» Юлии Грицай, директора школы города Тырныауза Ханафи Гулиева, координатора юниорского союза «Дорога» из Петрозаводска Дениса Рогаткина.

1. Есть ли в школе круг вопросов, которые не могут быть решены без учета мнения детей? Закреплено ли это в локальном акте школы? Есть ли среди этих вопросов такие, которые влияют не только на жизнь учеников, но и на жизнь взрослых?
2. Участвуют ли дети (избранные в Совет школы, к примеру) в решении таких вопросов, как утверждение графика каникул, расписания перемен, регламентация домашних заданий, проблемы оценивания?
3. Как часто за последние полгода ребята обращались в ученический совет ради решения конкретных проблем: отменить принудительные факультативы, к примеру, или договориться о перекраске школьных стен?
4. Присутствуют ли ученики на таких мероприятиях, как педсовет, заседание группы по обсуждению образовательной структуры в старшей школе, экспертиза школы?
5. Есть ли в школе орган управления, где представлены все участники образовательного процесса, дети, педагоги, родители, причем детей – большинство?
6. Могут ли активисты школьного самоуправления без долгой подготовки рассказать, когда их избрали, как часто они собираются, над чем работают и какую конкретную пользу получили ученики от их существования? Или вся их активность ограничивается знанием девиза и эмблемы?
7. Сколько случайно попавшихся вам в коридоре учеников знают, что в школе есть ученический совет, могут ли ребята на конкретных примерах рассказать о том, что он сделал за последние месяцы?
8. Знают ли ребята нормативно-правовые акты, регулирующие образовательный процесс? Думают ли они, что время окончания дискотеки зависит от настроения дежурного учителя?
9. Есть ли в школе традиционные события, объединяющие все поколения, малышей и старшеклассников, учителей, выпускников, родителей?
10. Могут ли ученики как-то повлиять на выбор способа, темпа работы на уроке?
11. Есть ли у ребенка возможность построить в рамках единого образовательного процесса индивидуальную образовательную программу, возможность поговорить о себе самом, о собственном самоопределении, о своем будущем?
12. Есть ли у граждан школы возможность выбора: куда и к кому пойти, когда тебе плохо? Созданы ли для этого разнообразные переговорные площадки: детские СМИ, Форум (сайт, чат и т.д.), пятничные встречи, клубы?

Рейтинг@Mail.ru