Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ОРИЕНТИРЫ


Ключарева Наталья

Когда чтение становится способом социальной реабилитации

Педагогические ресурсы библиотеки в детском доме

В конце октября в библиотеке-фонде «Русское зарубежье» состоялся круглый стол «Развивающие библиотеки в детских домах. Чтение как часть информационной культуры». Педагоги, психологи, библиотекари и представители благотворительных фондов обсуждали способы воспитания любви к книге у детей-сирот и выпускников детских домов, зачастую просто не умеющих читать.
В отличие от многих подобных мероприятий здесь не только в очередной раз сформулировали проблему, но и наметили несколько путей ее решения.

Обсуждение состоялось по инициативе двух общественных организаций: благотворительного фонда содействия развитию человека и общества «Благое дело» (www.blagoedelo.ru/) и благотворительного фонда содействия образованию детей-сирот «Большая перемена» (www.bigchange.ru/). Как рассказала сотрудница «Благого дела» Екатерина Булычева, поначалу фонд просто обеспечивал книгами библиотеки детских домов Центральной России. Однако скоро выяснилось, что подаренные книги лежат мертвым грузом, а дети как не читали, так и не читают...
Существует масса методик, помогающих развить в детях интерес и способность к вдумчивому чтению. Беда в том, что люди, работающие в детдомовских библиотеках, как правило, не имеют специального библиотечного образования и об этих методиках ничего не знают. Для оказания им профессиональной помощи создан сайт «Мотивация и развитие детей-сирот» (www.mir-ds.ru/).
О некоторых способах воспитания любви к книге рассказала библиотечный психолог Оксана Кабачек из Российской государственной детской библиотеки. Вот, например, методика, разработанная еще в 30-е годы. Называется она «От маленького писателя к большому читателю». Психологи заметили, что ребенок, который хоть раз попробовал сам написать сказку или рассказ, начинает гораздо лучше понимать законы и особенности художественного текста, и его читательские способности выходят на совсем другой уровень.
Другой способ касается в первую очередь именно детей-сирот. Умение пользоваться библиотечными фондами, работать в архивах, читать специализированную научную литературу – все это достигается здесь как бы между делом, а на первый план выходят еще более важные и нужные вещи. Методика заключается в том, чтобы помочь ребенку-сироте составить свое генеалогическое древо.
– Для сироты выстраивание родословной может стать ответом на самые жизненные вопросы, – пояснила Оксана Кабачек.  – Пусть даже его родители не справились со своей ролью, но ведь были у ребенка и бабушка, и дедушка, и прадеды, которыми можно гордиться. Он сможет найти своих дальних родственников. И пусть они не заменят ему семью, но он уже не один на свете. Да и перед ними он предстанет не «сиротой казанской», а хранителем памяти рода. Это невероятно поднимает статус ребенка.
Еще об одном проекте рассказала педагог московской школы № 179 Мария Турилова. Здесь пошли, казалось бы, по самому простому и очевидному пути: спросили самих детей, какой должна быть библиотека, чтобы им хотелось туда ходить. Как выяснилось, достаточно небольших преобразований – позволить читать лежа, брать книги без оформления формуляров, пить чай, – и библиотека превратится в любимое место, а вместе с ней и чтение – в любимое занятие. Постепенно возникли и свои методики. Например, регулярные беседы, на которых школьники рекомендуют друг другу книги, объясняя свой выбор и рассказывая о каждой из них. Появился в библиотеке и шкаф любимых книг, куда можно ставить принесенные из дома книги, чтобы и остальные смогли их прочитать.
Но как бы то ни было, главную роль в воспитании читателя, как и в воспитании вообще, играют не методики и прочие педагогические премудрости, а люди.
– Чем мы можем заинтересовать ребенка? Не сочтите за нескромность, но только самими собой, – сказала Ольга Тихомирова, представлявшая образовательный фонд «ROOF». – Да, в библиотеках есть фонды, книги. Но что делает эти фонды живыми? Должен быть человек, который сделает библиотеку центром притяжения. И это большая проблема как в общеобразовательных школах, так и в интернатах.
Ольга Тихомирова привела пример, насколько благотворным может быть простое общение. Фонд «ROOF» вот уже десять лет работает с психоневрологическим интернатом в Бельском Устье Псковской области. Летом волонтеры живут в соседней деревне и каждый день ходят к воспитанникам интерната. Просто разговаривают, играют, придумывают праздники и конкурсы. И вдруг в прошлом году по результатам независимого исследования выяснилось, что 70% этих детей, имевших диагноз «необучаемый», могут обучаться со 2-го по 7-й класс коррекционной школы. И 1 сентября в интернате открылась школа.
Сотрудница фонда содействия образованию детей-сирот «Большая перемена» Евгения Кац рассказала о том, как выпускники детских домов при помощи специалистов фонда за полгода–год не только овладевают первичными навыками информационной культуры, но и пишут самостоятельные научные работы и даже поступают в вузы.
Подробный рассказ о том, как это происходит, читайте, пожалуйста, в нашем сегодняшнем репортаже.

 

Рейтинг@Mail.ru