Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Быстрее, выше, сильнее?

К чему может привести принцип состязательности, если его внедрить в систему образования

В начале октября были подведены итоги Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2008». Напомним, учредителем и инициатором его проведения является Министерство образования и науки России.
Конкурс призван выявить наиболее успешные школы среди школ–победителей ПНПО: 30 из 3000, потом 10 из 30.
«Мы показываем системе образования лекала, по которым можно выстроить хорошую школу», – говорил на пресс-конференции куратор проекта Эдуард Никитин. Разъяснял: это конкурс документов, в нем школы не за деньги соревнуются, а за амбиции; символом особой значимости достижений школы является серебряный колокольчик. Отбор объективный: «У нас выросла целая армия отличных экспертов». Участие добровольное. Хотя «надо разобраться, почему 24 региона не предоставили участников по квоте»…
Но у нас другие заботы: материалы о нескольких школах-победителях выложены в интернет-сообществе edu_community. Они дают представление о «положительных эффектах» модернизации образования.

 

«Обладаем современной материальной базой»

«Первые школы – они из золота сделаны?» – спросил кто-то на обсуждении темы. Почти. В этих школах все самое дорогое, хотя призовой колокольчик не золотой, а серебряный.
Оборудованы компьютерные классы (10 и более в одной школе), конференц-залы с мультимедийным и видеооборудованием, дополнительные спортивные залы с тренажерами, кабинеты релаксации и массажные кабинеты; там в столовой шведский стол и посудомоечные машины, в гардеробе – шкафчики вместо вешалок; там по договору с правительствами других государств иностранный язык преподают иностранные учителя, дети получают международные сертификаты. Там количество предоставляемых услуг поражает воображение. При одной гимназии-победительнице, например, «функционируют художественная, музыкальная, шахматная, цирковая школы; оздоровительный центр, центр изучения английского языка, открытая библиотека, интернет-клуб, физкультурно-оздоровительный комплекс с хоккейной, волейбольной и баскетбольной площадками, футбольным полем, гимнастическим городком, беговой дорожкой».
Перечни дополнительных услуг длинные: классы акробатики, современного бального танца, ушу, современной хореографии… своя газета, свое телевидение, новогодняя дискотека с лазерным шоу.
И вообще в хорошей школе всего должно быть много: «У нас общественно-государственное управление: работают совет школы, совет старшеклассников, совет актива, попечительский совет».

«Являемся безусловными победителями»

Школы эти в большинстве своем экспериментальные (обучающие, ресурсные и пр.) площадки, ведущие разработку продвигаемых Министерством образования и науки проектов, как то: ПНПО, образовательные стандарты второго поколения, внутришкольный маркетинг, сетевая школа и прочее. Соответственно на базе этих школ проводятся научно-практические конференции – юношеские, региональные, всероссийские. Так проекты модернизации становятся опытом, опыт пропагандируется.
Хотя впору и насторожиться: «Часы технологии у нас отданы на предпрофессиональную подготовку по специальности лаборант-аналитик, пользователь ЭВМ, этим мы обеспечиваем социальную защиту выпускника» – а выпускник этого хочет? «Накоплен большой опыт работы с одаренными детьми, они ведут научные исследования по 12 направлениям» – разве специфика работы с талантливыми детьми определяется количеством направлений?
И потом, почему к слову «победитель» упорно приставляется определение «безусловный»? Что-то не то у нас с условиями?

«Достигаем удивительной эффективности»

Предмет гордости одной из лучших школ: «30% учителей имеют два высших образования: техническое и педагогическое, что способствует активному внедрению и освоению информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования учителями всех предметов».
В другой школе учитель разработал такую методику, что ученики, изучающие в старших классах второй иностранный с нуля, поступают на соответствующее отделение университета!
Еще эффективнее тот, кто придумал это: «Выпускники получают «Поручительство чести», документ, в котором коллектив гимназии честью ручается, что выпускник всегда будет принципиальным и правдивым».
Иначе и быть не может, потому что лучшие – это школы, которые воплощают приоритетные цели образования: «готовят выпускников к высокой трудовой мобильности, способности к переобучению», «растят интеллектуальную элиту страны», «успешно реализуют профильное обучение», «формируют конкурентоспособную личность, готовую нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества». Все сходится.

«Результаты очень высокие»

Лучшие – те, кто «удостоился», «получил», «подтвердил», «доказал», «освоил», «включился», «ассоциировался», «победил». Про конкурсы как не сказать!
«Десять лет подряд мы выигрываем все военно-патриотические соревнования» – это уже специализация. А эффективность – штука многомерная.
Или такой отчет в цифрах: «За три года приняли участие в 453 конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, фестивалях 8576 учащихся и учителей школы. Из них 487 стали лауреатами или победителями». Потрясающе! Школа обслуживает в год сто с лишним конкурсов, ежегодно поставляет на них около трех тысяч участников (?), и они приносят примерно сто пятьдесят побед!
Когда же учить, учиться? Думать? Некогда! Не потому ли так грустно читать комментарии школьников в «народном» голосовании, объявленном на edu_community. Комментариев много, где 100, а где и 720, но они бессодержательны: «Мы лучшие, мы супер… мы всех порвем… наша школа самая крутая». Выкрики. Местами встречается: «Наша школа расположена в микрорайоне, который своими очертаниями напоминает арбалет со стрелой, нацеленной в будущее»…
…На торжественной церемонии награждения победителей конкурса «Лучшие школы России» министр Андрей Фурсенко подтвердил: лучшие и впредь будут получать поддержку. Это понятно. Непонятна связь: «Мы хотим, чтобы все наши ребята учились в замечательных условиях, у замечательных учителей».
Мы хотим, чтобы все школы России были устроены вот так? Чтобы учителя лишь «забегали» на уроки между делом (дело – это производство показателей)? Чтобы умение убедить всех, что ты эффективный, было заметно важнее собственно эффективности?

 

Рейтинг@Mail.ru