Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ПОСТУПКА


Павлова Ксения

Обидный ярлык

Как помочь малышу от него избавиться

Понаблюдайте за детьми: не от недостатка ли полезных и интересных занятий у них появилось такое пристальное внимание к чужим делам?
Хватает ли им внимания? Чувствуют ли они себя защищенными? Иногда маленькому ябеде достаточно, чтобы его доброжелательно выслушали.
Понаблюдайте за собой: не слишком ли часто вы сами жалуетесь на жизнь, на плохое поведение детей, грозитесь вызвать родителей в школу? Может, они берут пример с вас?
Бывает, ребенку просто хочется поговорить, пожаловаться, поделиться впечатлениями, эмоциями, фактами. Он не видит в этом ничего предосудительного. Ваша задача – обговорить с ним, правильно или нет вели себя другие дети, он сам и как лучше повести себя в следующий раз.
Если ребенком движет забота о друзьях – одноклассники планируют покататься на кабине лифта или соорудить бомбу из петард, – то такого ябеду надо похвалить за то, что он вовремя рассказал взрослым о грозящей беде, а не ругать.
Не наказывайте детей слишком сурово, тогда они сами будут признаваться в шалостях и проступках и никому не придется ябедничать на них.
Совместная игра, в которой вы вместе проигрываете «скользкие» ситуации ябедничества и помогаете ребенку найти правильную тактику и новые модели поведения, – вот ваши главные средства в борьбе с этой проблемой.
Чтобы жалобы друг на друга не превратились в склоку, предложите классу «сесть за стол переговоров» и всем вместе разобраться во взаимных претензиях, найти выход из сложившейся ситуации.
Старайтесь обсуждать и выслушивать все жалобы в присутствии противоположной стороны, давая высказаться каждому. Это приучит детей к самостоятельному разрешению конфликтов.
А что делать ребенку, если его продолжают дразнить ябедой? Как помочь ему выдержать испытание и справиться с чувством обиды?
Вице-президент Петербургского психологического общества Мария Осорина подмечает, что в детском сообществе принято немедленно отвечать обидчику, иначе совсем заклюют. И советует взрослым снабдить такого ребенка «магическими» словесными формулами.
Подскажите ребенку, как ему надо «отговариваться». Традиционные тексты школьного фольклора для самозащиты так и зовутся – отговорками. Ребенку ничего не надо будет придумывать на ходу, все равно в такие минуты голова не очень хорошо «варит».
Заученные заранее отговорки станут для него действенным подспорьем в стрессовой ситуации, с которой ребенок пока не может справиться сам. Единственное, что требуется – вовремя «достать» нужный текст из закромов памяти и громко, напористо прокричать его обидчику.
Самый простой: «Кто обзывается – тот сам так называется!» Или: «Говоришь на меня – переводишь на себя!», «А я лесенку поставлю – и все буквы переставлю!» Лет до 8–9 эти отговорки спасают.
Потом, правда, они уходят из детского репертуара, но коммуникативный-то опыт остается! Ребенок, имеющий его, – уже тертый калач.
Он знает, что в жизни всякое случается, но сильно расстраиваться на виду у всех нельзя. Надо держать себя в руках, не поддаваться на провокации.

 

Рейтинг@Mail.ru