Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Учебники теперь не выбирают?

Новая тема сезона: «Нужно думать не о том, кто учит, а о том, кого учат и какие у них потребности». Так сказал министр образования и науки. Понятно, что главная потребность ученика – потребность в хорошем учителе. Грамотном, заинтересованном, инициативном. Только вот работать такому учителю все сложнее. Нам пришло письмо из Ярославской области:

«Наша школа решила вести историю по учебнику Брандта. Пробивали два года, наконец, все согласовали, учебники закупили. Но вчера от председателя районного методического объединения вдруг узнали, что этот учебник нам использовать нельзя. Можно, сказали, только тем школам, которые работают по программе «Школа 2100». И пригрозили обвинением в должностном преступлении. Очень бы не хотелось возвращаться к прежнему варианту. Да и нет у нас на другие варианты ни времени, ни денег: школа закупает все комплекты для всех классов – народ у нас небогатый. Не желая отказываться от хорошего учебника, мы зашли на сайт программы «Школа 2100». Оказалось, они работают по учебникам под редакцией Данилова! Никакого Брандта там нет и в помине! Странная ситуация. Может быть, вы в курсе? Что за причины отказываться от учебника, который значится в федеральном перечне?»

Причин нет. Не отказывайтесь. Федеральный перечень учебников утвержден приказом Минобрнауки России, а Закон РФ «Об образовании» (ст. 32) относит выбор учебников для использования в образовательном процессе к компетенции образовательного учреждения. Более того, «педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением» (ст. 55).
Трудно представить, что председатель районного МО не знает федеральных законов. Скорее всего знает, но ведет свою игру: то ли учебниковое единообразие в школах района ему душу греет, то ли устное распоряжение начальства выполняет: «Продвигать будем именно эту линейку, остальное – запрещать», и это, как известно, греет карманы региональных чиновников.
Можно, конечно, пожать плечами, отнести ситуацию к курьезным, но, заглянув на сайт интересующего нас районного методического центра, можно и кое-что понять. Среди задач – формирование банка педагогического опыта, организация семинаров и конференций – есть и эта: «оказание информационной и методической помощи образовательным учреждениям в вопросах выбора, использования и приобретения учебников». Во-первых, зачем, если школа сама выбирает и сама закупает? Во-вторых, никому не надо рассказывать, что такое районная «методическая помощь в вопросах использования учебника». Предвзятый контроль, создание дутых репутаций и циничное манипулирование педагогами, идущими на аттестацию.
Так что закон законом, а все насущные для учителей вопросы решает эта самая «помощь» при отделе образования. И кто же станет ссориться, тем более права отстаивать? Будут делать то, что навязывают. Так, как заставляют. И это на пользу детям?
…Учитель, конечно, постарается для детей в любых условиях, но всего, что мог бы, не сделает.

Рейтинг@Mail.ru