Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ


Общность прав, потребностей и интересов

Несколько рекомендаций по профилактике ксенофобии

Относитесь с уважением к любым попыткам детей определить (проявить) их собственные этнические ощущения, но при этом мягко пресекайте их интерес к национальности других людей, например, одноклассников.
Подчеркивайте общность потребностей, прав, интересов всех людей, независимо от того, к каким этническим группам они себя причисляют сами и кем «по национальности» их считают другие.
Показывайте на любых примерах (исторических, литературных, реальных), что человек идентифицирует себя с самыми разными социальными группами, и чем больше у него таких групп, тем интереснее и духовно богаче его жизнь.
Используйте в беседах с ребятами простые сравнения. Например, когда дети приходят в первый класс, их распределяют по классам «А», «Б», «В». Как правило, это случайное распределение, никак не связанное с особенностями детей. В каждом классе возникают свои обычаи, традиции, даже «местный патриотизм», но это не обязательно приводит к конфликтам между классами. Классы могут дружить, сотрудничать, объединяться для каких-то интересных дел. При желании любой ученик может перейти в параллельный класс, через некоторое время он уже не будет чувствовать себя там чужаком.
Не связывайте национальность (этническую принадлежность) ученика с его успехами и неудачами, вообще с его поведением, хотя сам ребенок может быть искренне убежден в том, что он успешен именно благодаря
тому, что он русский или татарин. Не допускайте подобных высказываний: «Посмотрите, Ахмет нерусский, а какое хорошее сочинение написал!».
Обращайте внимание детей на опасность использования в речи стандартных формул: «мы, русские…», «они, евреи…» – какими бы уважаемыми людьми эти слова ни произносились. Если уж зашла речь о национальном характере, то ссылки на авторитеты не должны учитываться: это всего лишь мнение отдельных людей, основанное на глубоко личных переживаниях. Если Н.В.Гоголю необходимо было видеть виновников всех бед в поляках, а Ф.М. Достоевскому – в евреях, то это их личные проблемы, а не проблемы межэтнических отношений русских, евреев и поляков.
Обсуждайте с детьми события давней или недавней истории, современное состояние общества, учите их видеть за «национальными конфликтами» реальные интересы элит. Националистические мифы, распространяемые некоторыми СМИ, только создают идеологическую основу для конфликтов, но не бывают причиной столкновений.
Не составляйте никаких списков детей по национальности, от кого бы ни исходили подобные требования. Благо графы «национальность» в классных журналах давно уже нет. Зато есть 26-я статья Конституции, в которой сказано: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Следовательно, никакое начальство не имеет права требовать от школы сведений о национальном составе учеников и педагогов. Как правило, такие распоряжения делаются устно. Попросите предъявить письменный приказ. Вероятнее всего любопытный чиновник откажется от своих требований.
Относитесь критически к социологическим опросам, исследованиям, которые подразумевают обязательное деление всех людей по национальности, на этносы.

Рейтинг@Mail.ru