Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Может пригодиться

При подготовке педсовета, посвященного проблемам разработки и внедрения Стандарта общего образования, можно провести анкетирование членов педагогического коллектива. Эта процедура позволяет собрать интересный и полезный для школьной администрации материал. Результаты опроса дают возможность, к примеру, сверить ценностные позиции разных учителей по отношению к тому или иному тезису. Вот примерный текст анкеты.

Уважаемые коллеги!
Просим вас обозначить свое мнение по некоторым вопросам. Ваши ответы позволят организаторам педсовета учесть в его работе наиболее актуальные проблемы, связанные с темой нового федерального образовательного стандарта.

1. Насколько, на ваш взгляд, актуальна сама задача обновления образовательного стандарта для современной российской школы?
Очень актуальна ___; достаточно актуальна____ ; актуальна, но неприоритетна___; не является актуальной___.

2. Концепция нового образовательного стандарта строится в логике «Трех Т»:
требований к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой непосредственными участниками образовательного процесса; требований к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим, информационно-методическим и иным условиям; требований к результатам освоения основных и дополнительных образовательных программ.
Расставьте, пожалуйста, названные выше компоненты стандарта в приоритетном для вашей профессиональной деятельности порядке. Иными словами, на какие требования, вы считаете, необходимо ориентироваться учителю в первую очередь, а какие считать второстепенными?
1)____ 2) _____ 3) ______

3. В основу педагогической концепции стандарта положен «компетентностный подход», предполагающий в первую очередь ориентацию всего образовательного процесса на подготовку ученика к успешному решению жизненно важных задач с применением предметных знаний, общеучебных умений и социальных навыков (установок), полученных в процессе образования.
Насколько, на ваш взгляд, идея «компетентностного подхода» принимается школьными педагогами?
Идея в целом понятна и привлекательна___. Идея в целом понятна, но вызывает некоторую неуверенность в возможности ее реализации на практике у значительной части учителей____. Идея воспринимается как декларативная, не способная изменить традиционную образовательную практику в школе____. Идея воспринимается как ненужная и «вредная» достаточно большой (от 30 до 50%) частью педагогов_____.

4. На какую категорию учащихся, на ваш взгляд, должен быть в первую очередь ориентирован новый образовательный стандарт?
На способных и мотивированных учеников____. На «среднего» ученика____. На «слабого» ученика, (т.е. на достижение обязательного минимума уровня качества знаний любым школьником). В равной степени на всех учеников (в т.ч. за счет умений учителя и поддержки со стороны родителей)_____.
Иная формулировка__________________.

5. Какие основные задачи в социально-экономическом плане должен, на ваш взгляд, решать новый стандарт? (Расставьте, пожалуйста, предлагаемые задачи в приоритетном порядке.)
Обеспечивать качественную подготовку, гарантирующую поступление мотивированных выпускников на бюджетные отделения выбранных вузов_______.
Обеспечивать достаточный уровень представлений ученика о себе как о субъекте выбора дальнейшего образовательного (профессионального) маршрута_______.
Обеспечивать необходимый на данной (и последующих) стадии развития страны уровень духовно-нравственного воспитания молодежи______.
Обеспечивать конкурентоспособность России в мировом научно-промышленном пространстве _____.
Обеспечивать задачи развития конкретного региона как в экономическом, так и в социальном плане за счет реализации моделей профильного обучения в школе_______.
Иная задача ________________________.

6. В настоящее время социологические исследования фиксируют так называемый «дефицит инновационного поведения» в обществе, понимая под этим способность и потребность личности к более эффективному поиску нового «качества труда».
Каким образом, на ваш взгляд, школа может давать ученику возможность получения успешного опыта освоения новых способов учебной деятельности, социального поведения? ________________________________.

7. Одним из ключевых условий реализации новых стандартов является успешная практика «Общественного договора» по вопросам образования. В свою очередь важным условием такого Договора является четкая и понятная позиция каждого участника образовательного процесса.
Сформулируйте, пожалуйста, свое «педагогическое кредо» как учителя-предметника и воспитателя, адресованное вашим ученикам и их родителям.____________________.

Рейтинг@Mail.ru