Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Муштавинская Ирина, Илюшин Леонид

Педсовет по стандартам второго поколения

Интерактивные формы проведения позволят сделать его более эффективным

Как известно, августовский интернет-педсовет в текущем году был посвящен вопросам оценки качества и содержания бразования. Эта проблематика обрела особую остроту в связи с предстоящим принятием так называемых стандартов «второго поколения». На сегодняшний день четко определены только ведущие идеи, психолого-педагогические концепции, основные единицы содержания этого документа. Наполнение этих идей конкретным содержанием и деятельностью – дело современной школы. В какой форме можно было бы провести педагогический совет (серию педсоветов, методических семинаров, педагогическую конференцию и т.п.) по обсуждаемой тематике

Путь к наилучшей идее

Для создателей стандартов одинаково ценными могут стать как идеи, так и конкретные разработки в области новых стандартов. Поэтому тематику педагогических советов можно условно разделить на теоретические и проектировочно-практические.
Содержанием педсоветов первой группы могут стать обсуждение проблем развития как современной школы в целом, так и конкретного учебного заведения, отдельных наиболее актуальных вопросов содержания образования, форм и методов, проблем воспитания. Здесь наиболее ценными будут идеи самих учителей, администрации школ по выявлению проблем конкретной школы, поиску путей их решения.
По формам проведения подобные педсоветы должны быть интерактивными и технологичными. Для этого из арсенала современной школы необходимо выбрать наиболее яркие и результативные приемы и методы, используемые в практике современного технологического обучения. Это различные дискуссионные методы из технологий проблемного обучения, «Дебатов», технологии развития критического мышления, групповые формы работы, технологии формулировки и решения проблем, поисковые и проектные методы.
Содержанием подобного педагогического совета может стать выявление поля проблем, выстраивание рейтинга этих проблем, поиск путей решения наиболее актуальных из них. Можно включить элементы ролевой игры, в этом случае группы, работающие на педсовете, могут взять роли и учеников, и родителей. Родители и ученики старшей школы могут стать реальными участниками педсовета.
Как организовать работу по выявлению и решению проблем? Попробуем использовать два приема: «Мозаику проблем» и стратегию «Идеал».
Прием «Мозаика проблем» поможет организовать работу по выявлению наиболее актуальных проблем. Группы педагогов обсуждают и формулируют наиболее актуальные, с их точки зрения (или с позиции взятой роли), проблемы (обычно не более трех). На листе ватмана маркером в выделенных секторах («чешуйках») записываются озвучиваемые проблемы, кроме того, отмечается «популярность» каждой из них. Можно попросить группу обосновать наличие проблемы. Затем лист ватмана разрезается, и сектор с формулировкой проблемы (или 2–3 сектора с аналогичными проблемами) возвращается к группе. Следующим этапом станет уточнение формулировки проблемы и поиск путей ее решения. Для этого можно использовать стратегию «Идеал». Основные этапы работы в данной стратегии строго технологичны, учитывают опыт участников группы, позволяют расширить представления по обсуждаемой теме (в нашем случае это могут быть информационные ресурсы).

Обозначим эти этапы:
1. Сформулируйте проблему в виде вопроса. Вопрос должен быть предельно уточненным, конкретным, начинаться со слова «Как...», в нем должно отсутствовать отрицание (частица «не», например).
2. Расскажите, какой важной информацией по обсуждаемому вопросу вы владеете.
3. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы. Этот этап осуществляется посредством использования «мозговой атаки». Любая критика здесь запре­щена. Важно количество – чем больше, тем лучше.
4. Выберите три главных способа решения проблемы.
5. Определите, какой из выбранных вами способов наилучший. Почему?
Результаты педсовета могут быть использованы для организации методической работы школы.

В «перекрестной» дискуссии…

Важной темой для обсуждения на педсовете может стать работа по формулировке целей современного образования с позиции различных субъектов образования и образовательной политики. А также сопоставление этих целей с задачами, предъявляемыми разработчиками концепции стандартов на данном этапе.
Какие приемы здесь можно использовать? К примеру, прием «Таблица перекрестной дискуссии». Для подобного диспута можно взять тему «Новое поколение стандартов необходимо…».
«Перекрестная дискуссия»  (Д.Олверманн, 1991) дает возможность работать с темой в целом – на уровне ее идеи и проблематики. Само слово «перекрестная» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Таким образом, дискуссия уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений.
Вопрос или спорное утверждение могут быть предложены организатором дискуссии или самими его участниками. В основе организации работы следующая таблица.
Участникам педсовета предлагается заполнить таблицу. Они работают в парах, последовательно записывая несколько аргументов «за» (4–5 суждений) и несколько аргументов «против». Затем аргументы «за» и «против» последовательно озвучиваются.
Подобные теоретические педсоветы помогут перейти к проектировочно-практическим, которые могут касаться конкретных педагогических действий в рамках создания стандартов нового поколения.