Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Будет ли оплачиваться внеурочная работа?

Выбор сегодня за регионом

На траве, на деревьях еще ни желтинки, а по календарю – осень. Для учителя отнюдь не золотая: снова титанический труд за копейки, нескончаемый поток бумажной работы, которая никак не оплачивается, и постоянная борьба за сохранение достоинства. Нам пришло письмо из Ульяновска:

«Я хотела бы получить разъяснение, на каком основании меня, учителя, не имеющего классного руководства и других должностей, обязывают к участию в разных мероприятиях, к выполнению каких-то работ, если оплачивается всего лишь количество проведенных часов? Кстати говоря, как учитель высшей категории я получаю 4506 рублей. У меня тридцать часов, но я не могу заработать для себя и своего ребенка даже прожиточный минимум! Притом вторую половину дня я обязана работать бесплатно – таковы законы: «Внеурочное время определяется с учетом режима работы самого образовательного учреждения и устанавливается его внутренними правилами… рабочим временем педагогических работников оно не является» (Постановление Правительства РФ № 191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений»).
Хотелось бы узнать, почему учителям не оплачивают все виды трудовой деятельности, ведь рабочее время учителя растягивается с раннего утра до глубокой ночи».

Ситуацию комментирует Ирина Абанкина, заместитель директора Института развития образования Высшей школы экономики:
– Вопрос оплаты труда педагогических работников самый сложный сегодня. По уровню неудовлетворенности учителей наша страна занимает первое место в мире, что неудивительно: в среднем по стране зарплата учителей составляет 60% от средней по экономике. Ключ к решению проблемы видится во введении окладной системы оплаты труда. Отличие от тарифной системы огромное. В оклад включается весь объем работы учителя – как урочная, так и внеурочная часть. Оплачиваются занятия с одаренными и отстающими детьми, походы, экскурсии и другие мероприятия, а также подготовка к урокам, диагностическая и методическая работа – все, что включено в индивидуальный план учителя. Кстати, юристы и нормировщики труда проводили хронометраж работы учителя и посчитали: внеурочная работа занимает 40–60% затрачиваемого времени (в тарифной системе она не оплачивается). А реальная нагрузка учителя, выполняющего все возложенные на него обязанности, – 66 часов в неделю (это оставлю без комментариев). Сегодня тарифная и окладная системы равноположенны, выбор за ОУ. Многие регионы не желают оставаться в рамках тарифной сетки, разрабатывают свои положения об учете и оплате труда педагогических работников. На сайте КПМО (Комплексные проекты модернизации образования) можно познакомиться с их опытом.

…Что ж, расклад вроде бы простой: поскольку Ульяновская область в КПМО не замечена, местным педагогам придется и в новом году нести тяготы оплаты труда по-старому. Правду сказать, моральный ущерб от той суеты, которая развернулась вокруг учета и хронометража рабочего времени учителей в передовых регионах, вряд ли окупается прибавкой жалованья в полторы-две тысячи рублей. Пока так.

Рейтинг@Mail.ru