Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2008
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Ключарева Наталья

«Мы шли к проливу Дрейка…»

Антарктическая одиссея новгородской учительницы Тамары Ивановой

Новое первое сентября. Колесо школьного года со скрипом повернулось, возвращаясь к исходной точке, и впереди опять все тот же неоднократно проделанный путь. Школьное время – циклично, школьное пространство – заперто в четырех стенах. И только сам педагог, постоянно меняясь, может преобразить этот круговорот – в поступательное движение.
Для новгородской учительницы Тамары Ивановой и ее учеников школьная жизнь никогда не превращается в рутину.
Потому что учебный год делится для них не на четверти и семестры, а на подготовку к путешествию, само путешествие и его осмысление. Замкнутый мир школы оказывается распахнутым на все четыре стороны света. Обычный школьный предмет становится захватывающим приключением, безликие контурные карты – пыльными дорогами, пройденными своими ногами, а унылое «усвоение новой информации» – настоящим открытием мира, о котором мечтает любой ребенок.

– Меня так долго здесь не было, что даже паста в ручках засохла! – смеется Тамара Яковлевна Иванова, готовясь отправиться на свой первый после полугодового перерыва педсовет.
На днях учительница географии Новгородского лицея-интерната для одаренных детей Тамара Иванова вернулась… из кругосветки. Правда, как уточняет сама Тамара Яковлевна, правильнее было бы назвать ее путешествие «кругоантарктическим». Но поскольку такого термина в русском языке пока нет, то в свидетельстве, выданном ей на борту научно-экспедиционного судна «Академик Федоров», написано, что Тамара Яковлевна совершила кругосветное плавание. Слова для обозначения подобного рода путешествий пока еще не придумали, ведь новгородская учительница побывала в самой первой научной экспедиции, обогнувшей всю Антарктиду.
– Увидеть Южный полюс я мечтала всю жизнь, – говорит Тамара Иванова. – Как это делается? Я обратилась в Институт Арктики и Антарктики, попросилась в экспедицию, сказала, что согласна на любую работу, даже не по специальности. В лицее пошли мне навстречу и дали творческий отпуск.
Плавание началось в ноябре прошлого года. «Академик Федоров» вышел из Санкт-Петербурга, сделал короткую остановку в немецком порту, пересек экватор (на память об этом событии моряки вручили Тамаре Яковлевне диплом, подписанный капитаном судна и… Нептуном), причалил в Кейптауне и дальше отправился к берегам Антарктиды. Пройдя около половины маршрута, «Академик Федоров» завернул в австралийский Мельбурн – и вновь устремился к Южному полюсу.
– Я всю жизнь путешествую, повидала много всего, – рассказывает Тамара Яковлевна, – но так сильно, как Антарктида, меня еще ничто не поражало. Когда мы вошли во льды, у меня было ощущение, что мне все это снится. К тому же было лето, полярный день, солнце вообще не заходило. От красоты я несколько суток вообще не могла спать. Все стояла на палубе с камерой. Какие там краски небывалые, тона, полутона: бирюзовые, нежно-розовые – даже слов не подберу! И при этом никаких запахов, почти никаких звуков – только двигатель работает, и тоже как будто бы вполголоса, приглушенно...
Новгородская учительница провела на борту «Академика Федорова» ровно полгода: с ноября по июнь, побывав на пяти российских и одной американской полярных станциях. За это время ей дважды удалось послать весточку в родной лицей. Оба ее письма были тут же опубликованы в лицейском журнале «Недоросль».
«Я влюбилась в Антарктиду, – писала Тамара Иванова своим ученикам. – Подружилась с пингвинами, киты для меня (извините за нескромность) делают свечки, айсберги восхищают красотой и мощью. Здесь все чудесно без преувеличения»
С Южного полюса Тамара Яковлевна привезла ошеломляющие впечатления и захватывающие истории, похожие на отрывки из Жюля Верна. «Мы шли к проливу Дрейка…» – начинает она очередной рассказ, а я так и вижу завороженных эхом дальних странствий школьников, слушающих ее затаив дыхание.
Но это еще не все. Антарктическая экспедиция обеспечила Тамару Иванову массой уникальных учебных материалов. Это фотографии, фильмы (часть снята ею самой, а часть – учеными-полярниками), коллекции минералов, а также научные работы участников экспедиции, среди которых были почвоведы, мерзлотоведы, геологи, климатологи, геофизики...
Обрабатывать полученную в экспедиции информацию Тамара Иванова будет уже на уроках географии вместе с детьми. Кроме того, ученые, с которыми Тамара Яковлевна подружилась во время кругосветки, обещали приехать в Новгород и выступить с докладами перед ее учениками.
– Большое впечатление на меня произвели молодые ученые, – говорит Тамара Иванова. – Если такие люди сейчас приходят в науку, то все хорошо у нас будет! Они младше меня, а знают гораздо больше и объездили весь мир – не угнаться! А какая дерзкая, живая у них мысль! Они не боятся самых невероятных гипотез. Во время нашей экспедиции, например, молодые почвоведы работали над совершенно фантастической темой – «Грунт Антарктиды – аналог лунного грунта», бурили, брали пробы, устраивали научную конференцию прямо на борту…
Путешествие никогда не заканчивается, – продолжает Тамара Иванова. – Я сейчас каждую свободную минуту провожу на сайте российской антарктической экспедиции. Сколько там интересных исследований! Я все это читаю, впитываю. Потом буду ребятам рассказывать. А когда обо всем расскажу, начнем готовиться к следующему путешествию, в которое отправимся уже вместе. Я им обещала и Байкал, и Камчатку… Ко всем поездкам мы всегда так тщательно готовимся, что, когда приезжаем на место, все кажется знакомым и остается только включить глаза и открыть душу…
В Новгородском лицее-интернате для одаренных детей Тамара Иванова не только преподает географию, но и руководит школьным клубом путешественников, который называется «Улитка». Каждые каникулы, а иногда и просто в выходные дни ученики Тамары Яковлевны ходят в походы – пешие, конные, лыжные, байдарочные, горные. Клуб сотрудничает с Федерацией альпинизма и спасателями, ведь зачастую детям приходится преодолевать очень сложные и опасные маршруты.
Для того чтобы организовать школьников во время походов, Тамара Иванова пользуется приемами, которые когда-то были разработаны скаутами. Весь отряд делится на микрогруппы, где каждый человек отвечает за определенный участок работы. На привалах дети абсолютно самостоятельно, без суеты и обычного в таких случаях беспорядка ставят палатки и готовят еду – все вместе занимает менее часа.
Путевой лист «Улитки» изумляет. За 17 лет работы клуба школьники под руководством Тамары Ивановой объехали уже практически всю Европу, побывали во многих интересных местах России и, конечно же, изучили вдоль и поперек Новгород и окрестности. Этим летом даже сделали маленькое географическое открытие: нашли в Валдайском национальном парке не указанный на картах источник минеральной воды.
Спонсоров, берущих на себя путевые расходы, Тамара Яковлевна тоже ищет сама. Сейчас, по ее словам, богатые люди все реже раскошеливаются, зато у некоторых родителей появились деньги.
– Осенние каникулы – это у нас горный Крым, майские праздники – сплав на катамаранах по Мстинским порогам, – перечисляет Тамара Иванова. – А вот, кстати, ежегодный проект «Твой первый полюс» – двухдневный лыжный переход через озеро Ильмень. Посмотрите на фотографии – чем не Антарктида! Однажды температура была минус двадцать семь – и все равно шли! Тут на фотографиях все смеются, но на самом деле из этого путешествия они всегда возвращаются повзрослевшими и притихшими, ведь это не простая экспедиция...
Проект «Твой первый полюс» заключается в том, что школьники восстанавливают по документам военного времени путь, проделанный в феврале 1943 года 19-й отдельной лыжной бригадой, освобождавшей Новгород. А потом сами повторяют этот переход по льду озера Ильмень: от деревни Ретле до устья Волхова.
– Как бы ни было холодно, где-то в середине пути я прошу их остановиться и осознать, что происходит. И что происходило тогда, в феврале 43-го, – рассказывает Тамара Яковлевна. – Прошу включить воображение, вжиться в тех солдат, которые были ненамного их старше. Но только нас впереди ждет теплый дом и мама, а большинство из них ждала смерть... Что мои ребята пишут потом в отчетах – это невероятно!
Еще один ежегодный исторический маршрут учеников Тамары Ивановой проходит по берегу реки Малый Волховец, где находилась линия обороны города. А несколько лет назад «Улитка» участвовала в проекте российского скаутского движения «Школьники России дорогами войны».
Во время каждого путешествия школьники ведут летопись, а вернувшись, публикуют отчеты в лицейском журнале. Научный же материал, собранный в экспедициях, обрабатывают и проводят по нему полноценные научно-исследовательские конференции. Часто статьи о поездках, написанные учениками Тамары Ивановой, появляются и в городских газетах. Во многих отчетах обращают на себя внимание вдумчивость и нетривиальное мышление школьников.
«До поездки все европейские страны казались мне одинаковыми, – написал, проехав 9000 километров по Европе, лицеист Дима Певзнер. – Потом я понял, что это обманчивое впечатление. Все разные. А настоящее единство лежит намного глубже, наверное, в добродетели людей, в их любви к жизни…»
Тамара Яковлевна буквально переполнена впечатлениями о своей антарктической экспедиции. Чувствуется, что она способна рассказывать об этом сутки напролет, но наше общение прерывается на полуслове: ей опять пора в дорогу. На этот раз недалеко – под Новгород.
– Любой человек рождается со стремлением путешествовать, – говорит Тамара Яковлевна на прощание. – Но потом его быт заедает, побеждает и привязывает к одному месту. Я считаю, это неправильно! Моя семья всегда все деньги тратила только на путешествия – и я ни разу об этом не пожалела! Ведь когда возвращаешься, то никакой быт, никакая рутина тебя не берет, ты полностью защищен своими впечатлениями. А как только начинаешь скучнеть и унывать – значит, пора опять в дорогу. Главное – никогда не останавливаться.