Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

Эксперимент по школьному питанию будет расширен

В министерстве подведены его промежуточные итоги

Заявленное в прошлом году новое направление нацпроекта – модернизация системы школьного питания – продолжает развиваться. В 2009 году в эксперимент включатся сельские школы, а регионы, принимающие в нем участие, поделят между собой около миллиарда рублей из федерального бюджета.

Напомним, что в прошлом году вопрос школьного питания обсуждался на самом высоком уровне – на Совете при Президенте РФ по приоритетным национальным проектам (ПНП) и демографической политике, а также на заседании Межведомственной рабочей группы по реализации ПНП «Образование».
До конца 2007 года Минобрнауки было поручено отобрать на конкурсной основе ряд регионов для участия в эксперименте по совершенствованию организации школьного питания на 2008–2009 годы.
Поначалу планировалось отобрать не более пяти пилотных территорий, но в ходе рассмотрения 37 заявок, поступивших в конкурсную комиссию, их число увеличилось до 14.
Среди победителей – Санкт-Петербург, Калужская, Оренбургская, Тамбовская области, Республика Татарстан.
Основными критериями отбора стали наличие региональных (муниципальных) программ по совершенствованию системы школьного питания, повышение его доступности и качества за счет внедрения современных технологий производства и предоставления софинансирования.
Эксперимент, который стартовал 1 января 2008 г., предусматривает комплекс мер, направленных на ремонт и строительство объектов школьного питания, поставку технологического оборудования, специализированного транспорта, а также на повышение квалификации работников школьных столовых и пропаганду здорового образа жизни среди родителей и учащихся. В 2008–2009 годах на реализацию этих задач предполагается выделить 1 млрд рублей из федерального бюджета и 2 млрд рублей из региональных источников.
В своем выступлении на недавней встрече с представителями региональной прессы специалист Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Тамара Федотова рассказала о том, какая работа проделана в пилотных территориях с начала текущего года. Так, был проведен аудит школьных столовых, часть школьных пищеблоков отремонтирована по европейским стандартам, началась поставка современного оборудования – такого как пароконвектоматы (специальные паровые печи для приготовления и разогревания пищи).
Несмотря на то что организаторы эксперимента делают ставку на централизацию и индустриализацию системы школьного питания (строительство крупных комбинатов и предприятий школьного питания), министерство, по словам Т.Федотовой, «приветствует все модели организации» в этой сфере, которые пойдут на пользу учащимся и будут максимально соответствовать местным условиям.
Однако нерешенных проблем в этой сфере остается еще очень много. Как свидетельствуют результаты мониторинга, проведенного министерством в прошлом году в 59 субъектах РФ, около 10% школ не имеют условий для организации питания, а в действующих школьных столовых технологическое и холодильное оборудование изношено на 80%.
По данным Минобрнауки, охвачены горячим питанием 83% учащихся 1–4 классов, 61% – 5–9 классов, 55% старшеклассников.
Калорийность школьных завтраков и обедов, а также их доступность для социально незащищенных детей сегодня напрямую зависят от экономического положения региона.
От 40 до 50% российских учащих-
ся – ребята из многодетных и малообеспеченных семей – получают дополнительные дотации на питание в размере от 1,5 до 33 рублей в день на человека.
Средняя стоимость школьного обеда в Татарстане – одном из самых передовых пилотных регионов – составляет 18 рублей. Эта цифра настораживает, но, по словам Т.Федотовой, централизация системы школьного питания способствует его удешевлению, поскольку современное оборудование позволяет задействовать минимум сотрудников и, что не менее важно, способствует сохранению полезных и вкусовых качеств пищи.
А от этого, как известно, зависит здоровье детей и их полноценное развитие.
Сегодня специалисты констатируют две крайности: с одной стороны, каждый десятый ребенок в стране страдает от ожирения, с другой – за последние 10 лет число детей с дефицитом веса увеличилось в 1,5 раза.
Минобрнауки совместно со специалистами НИИ питания РАМН, Роспотребнадзора и Московского фонда содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения разработало важные нормативные документы. В их числе – примерные меню для школьных столовых с учетом возрастных особенностей (для учащихся от 7 до 11 и от 11 до 18 лет) и «Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах».
Последний документ примечателен тем, что в нем содержится не только обширный перечень рекомендуемых продуктов (молочные, мясные, фрукты, овощи, кондитерские и хлебобулочные изделия), но и список запрещенных к продаже, кстати, очень короткий, состоящий всего из восьми пунктов. Это чипсы, гамбургеры, чизбургеры, сосательные и жевательные конфеты с высоким содержанием сахара, сильногазированные напитки, мучные жареные кулинарные изделия, кумыс и другие кисло-молочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%), безалкогольные тонизирующие напитки.
Как заверила Т.Федотова, за невыполнение этих требований директор школы рискует получить предписание от проверяющих органов: ведь по Закону «Об образовании» ответственность за организацию школьного питания возлагается на образовательное учреждение.
Правда, по убеждению чиновников, законодательство в этой сфере нуждается в совершенствовании, как и сама система школьного питания.
В 2009 году Минобрнауки планирует привлечь к участию в эксперименте сельские школы (сегодня в нем задействованы только городские) и выделить дополнительно из федерального бюджета 500 млн рублей, на что уже получено согласие Минфина. В 2010–2011 годах ведомство намерено продолжить финансирование эксперимента.
Ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский предложил включить в комплексные проекты модернизации образования (КПМО) эксперимент по совершенствованию организации питания школьников. На сегодняшний день в нем принимают участие лишь шесть субъектов РФ из 31, реализующих КПМО.