Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ДРУЖБЫ И ПРИКЛЮЧЕНИЙ


Куценко Елена

Легко знакомимся, весело составляем команду, с толком организуем досуг

Чтобы и вожатым, и ребятам запомнился каждый летний день!

Летняя педагогика – взаимодействие с детьми в загородных и пришкольных лагерях, поездках и походах – значительно отличается от привычных для учителя школьных отношений. В лагере приходится в течение сравнительно короткого времени объединить довольно большую группу незнакомых между собой детей, организовать безопасную и в то же время динамичную и по возможности увлекательную жизнь. А для этого будущему вожатому или воспитателю помимо педагогического чутья, психологических знаний и коммуникативных навыков понадобится целый арсенал игр, упражнений, заданий для конкурсов. Их можно найти на многочисленных вожатских сайтах, в тематических книжках, а сегодня еще и в нашей газете.

Первая встреча

Любой учитель знает, как важны первые минуты при знакомстве с классом: они зачастую определяют взаимоотношения и эффективность работы на многие годы вперед. В такой же степени успех предстоящей смены зависит от настроя первых же часов, проведенных вместе. В процессе знакомства вы присматриваетесь к ребятам, даете им возможность как можно скорее сориентироваться в незнакомой компании, представляетесь сами и задаете стиль будущих отношений в группе.
Накануне первой встречи вы можете изготовить бейджики для себя и всех своих ребят, заполняя их по мере регистрации. А можно сделать знакомство первой интересной совместной игрой.
Снежный ком. Играющие сидят в кругу. Вожатый называет свое имя. Сидящий слева от него называет имя вожатого и свое. Следующий дальше по часовой стрелке называет два предыдущих имени и свое. И так далее. Закончить должен вожатый, назвав по имени весь отряд. Игру можно усложнить, называя имена с середины, с конца.
Имя с интонацией. Предложите всем ребятам по очереди сначала произнести свое имя так, как ему хотелось бы, чтобы к нему обращались в группе. Второй раз – наоборот, как бы ему не хотелось. Все хором повторяют первый вариант.
Какой я? Участники встают в круг. Первый называет свое имя и прилагательное, характеризующее его и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например: веселая Валерия, интересный Игорь, смешливый Саша… Второй участник повторяет услышанное и говорит свое. И так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.
Такие похожие и разные. Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по две фразы, начинающиеся со слов:

– Ты похож на меня тем, что...
– Я отличаюсь от тебя тем, что...

Другой вариант: в парах (подготовьте заранее несколько способов деления на пары) три-четыре минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем столько же – на тему «Чем мы отличаемся». В конце проводится короткое обсуждение: что было легко и что трудно делать, какие были открытия.
Поменяйтесь местами. Hесколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами, а водящий должен правильно назвать их по именам.
Знакомство с лагерем. В первый день ребятам нужно не только перезнакомиться друг с другом, но и узнать, что где находится в лагере, усвоить правила поведения в корпусах, в столовой, в лесу, на спортплощадке, на речке… Для этого можно попросить старожилов (особенно если вы сами в лагере новичок) провести экскурсию. Или разделить отряд на группы следопытов, которые за определенное время должны раздобыть «секретные сведения», например:

Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря?
Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?
Умеет ли плавать шеф-повар?
Сколько урн на территории лагеря?
Какие въездные ворота в лагерь самые широкие?
Какого цвета глаза у старшего вожа-
того?
При какой температуре можно будет купаться?
Сколько окон в здании столовой?
Какого цвета скамейки возле мед-
пункта?
Где в лагере растет самая высокая бе-
реза?
Каковы размеры футбольного поля?
Какой почтовый адрес у нашего лагеря?

И когда, несколько раз обежав лагерь и познакомившись со все­ми, разведчики вернутся с задания, не забудьте проверить аккурат­ность их донесений, похвалить за находчивость и вручить обещанные награды наиболее отличившимся.

Объединяемся для общего дела

Знакомство – первый, но далеко не единственный шаг в той череде игр и совместных дел, которые объединят два с лишним десятка ребят в команду. Заданий и упражнений на сплочение группы и развитие взаимопонимания довольно много. Вот несколько подходящих для ребят, начиная с младшего подросткового возраста.
Найди пару. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги с именем реального или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Герасим и Муму, Ильф и Петров… Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа «Что у меня написано на листе?» (зато можно спрашивать: я человек или животное, реальный или сказочный персонаж?). Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Упражнение рассчитано на 10–15 минут.
Перепутаница. Один или несколько участников выходят из комнаты, остальные становятся в круг, берутся за руки и начинают «перепутываться»: перешагивать через руки, проходить под руками, перекручиваться и т.д. Главное условие – нельзя расцеплять руки, иначе может ничего не получиться. Когда из участников игры образуется большой узел, начинается самое интересное: приглашают водящего, он распутывает этот узел (в итоге должен получиться круг, в котором все держатся за руки).
Енотовы круги-1. Вся группа с завязанными глазами держится за веревочное кольцо. По команде нужно изобразить определенную фигуру – треугольник, квадрат, овал. В случае неудачи предложите команде заранее обсудить стратегию. Усложнить или упростить задание можно запрещением или разрешением разговаривать во время построения фигуры. Если упражнение выполняется на улице, тщательно выбирайте достаточно ровную и просторную площадку, чтобы исключить падения участников.
Не сговариваясь. Умение понимать друг друга без слов используется во множестве игр. Например…
Группа встает в шеренгу. Ведущий называет число, не превышающее количества играющих. Сразу же из группы должно выпрыгнуть количество людей, равное названному числу. Упражнение повторяется до результата, каждый раз с новым числом.
Вся группа должна одновременно прыгнуть вперед, не сговариваясь, без команды.
Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно делать со стульями: не сговариваясь, молча вместе встать, обойти вокруг стула и одновременно сесть.
Играющие должны по порядку посчитать до заранее названного числа, не превышающего числа участников. Причем каждую цифру произносит только один человек. Договариваться об очередности нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается сначала. Правила можно усложнить: каждый человек должен произнести хотя бы одно число.
Hе разговаривая, выстроить из стульев какую-то фигуру (например, букву «ю»). Можно на время.
Каждый игрок держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала). Вариант– потом развязать узел, руководствуясь теми же правилами.
С закрытыми глазами молча построиться по росту или по дням рождения.

Чтобы никто не чувствовал себя лишним

Вполне возможно, среди ваших подопечных окажется несколько робких, замкнутых, тревожных детей. Они не сближаются ни с кем из сверстников, никак не могут найти себе занятие по душе, стесняются или боятся присоединяться к массовым играм. Для того чтобы снять психологическое напряжение и облегчить вхождение таких ребят в жизнь группы, можно провести с ними несколько специальных упражнений, например, когда остальные разойдутся в кружки, на футбол, пойдут в лес с вашим напарником, а эти два-три ребенка уже в который раз не захотят присоединиться к остальным.
Скульптура учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.
Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. По заданию ведущего скульптор лепит:

– ребенка, который ничего не боится;
– ребенка, который всем доволен;
– ребенка, который выполнил сложное задание.

Темы может предлагать взрослый, а могут и сами дети.
Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.
Фоторобот. Участники должны составить собирательный фотопортрет группы. В зависимости от количества играющих количество элементов может изменяться: голова, шея, левая, правая рука, туловище, левая, правая нога, глаза, нос, рот, уши, волосы. Каждая деталь обсуждается и «одалживается» у одного из игроков, причем выбор нужно объяснить, например: «Предлагаю в наш фотопортрет взять голову Димы, так как она у нас самая умная» и так далее.

Если на улице дождь

Когда лес, речка и стадион становятся недоступными из-за дождя, вам придется придумывать и организовывать интересные занятия в помещении. Помимо старых и новых игр это могут быть самые разные конкурсы. Чтобы не опускаться до подражания телевизионным шоу, которые давно набили оскомину, обратимся к советам опытных вожатых. Возможно, вам захочется не просто использовать готовые задания, но и придумать собственные варианты. Не забывайте только про возрастные особенности своих ребят.

Для малышей

Следы нечистой силы. Предложите детям придумать и нарисовать следы невиданных зверей и нечистой силы: птицы Феникс, огненной саламандры, водяного, домового, Змея Горыныча, Бабы-яги и других сказочных персонажей.
Песня в день рождения. Обычно для именинника гости поют про «пятьсот эскимо». А если представить, что день рождения празднуют не девочка и не мальчик, а какое-нибудь животное. И к нему пришли гости. Придумайте и покажите, как они исполнили бы песню про день рождения, не умея говорить: вороны, собаки, куры, барашки.
Праздничная открытка. Представьте, что в одном городе решили отметить сразу несколько новых праздников. Но вот беда, ни к одному из них не выпущено открыток. Помогите жителям этого города и нарисуйте картинку для открытки, которую можно было бы подарить: в День сладкоежки; День чистюли; День хохотушки; День модниц; День фантазеров и выдумщиков.
Рисуночное письмо. Когда люди еще не придумали буквы, они обменивались информацией при помощи рисунков. Попробуйте подобно далеким предкам написать с помощью рисунков короткое письмо, адресованное вашему хорошему другу: позвони мне сегодня в 6 часов; пойдем вечером играть в футбол; подари мне на день рождения щенка; принеси мне ножницы и цветную бумагу.
Специализированный магазин. Бывают магазины, в которых можно купить все что угодно, – универмаги или супермаркеты. А есть магазины специализированные, где продается или какой-то один вид товаров: мебель, обувь, книги; или они рассчитаны на какую-то одну категорию покупателей: охотников, бизнесменов, родителей грудных младенцев. Представьте, что в вашем городе открылось сразу несколько таких магазинов. Придумайте хотя бы пять видов товаров, которые могли бы в них продаваться, и объясните почему. А магазины называются: «Все для двоечников»; «Все для прогульщиков»; «Все для нерях»; «Все для растяп»; «Все для тех, кто вечно опаздывает».

Для среднего возраста

Сцена знакомства. Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Для этого даже есть специальные правила. Но они действуют только в привычных условиях. А если предстоит невероятное знакомство? Как тогда вести себя человеку? Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся: космонавты с инопланетянами; охотники со снежным человеком; новый владелец замка с обитающими в нем привидениями; моряк, выброшенный после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов; путешественник на машине времени со своим прапрапрапрадедушкой.
Памятник пословице. Памятники воздвигают в честь великих людей и знаменитых событий. А почему бы не создать памятники пословицам? Попробуйте представить такой памятник и изобразите его. То есть замрите в виде скульптуры, которая называется так же, как пословица: «В споре рождается истина»; «Сытый голодному не товарищ»; «Глаза боятся – руки делают»; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Для старших подростков

Новые дорожные знаки. Хотя дорожных знаков много, все же есть ситуации, которые не отражены в «азбуке дорог». Помогите работникам ГАИ и нарисуйте новые предупреждающие дорожные знаки: «Осторожно: глухие старушки»; «Осторожно: низко летящие кометы»; «Осторожно: жидкий асфальт»; «Осторожно: неприятные запахи».
Картина из отпечатков пальцев. Когда неграмотному человеку нужно подписаться под документом, он ставит крестик или отпечаток пальца. Представьте, что такого человека попросили поставить подпись. Он поставил отпечаток пальца, а потом решил, что этого мало, что нужно более подробно рассказать о себе. Тогда он взял несколько чистых листков бумаги и стал отпечатками рисовать всю свою биографию. Попробуйте повторить то, что он нарисовал. Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на тему: «Моя семья»; «Моя квартира»; «Мой автомобиль»; «Мои любимые домашние животные».

Театр на садовой скамейке

Если в школе есть театральная студия, она обычно становится для ребят одним из самых притягательных мест. И учителя отмечают, что юные артисты становятся более уверенными в себе, общительными, инициативными, ответственными. Только в течение учебного года для занятий драматическим искусством приходится с трудом выкраивать время, а летом можно предлагать ребятам этюды и упражнения по актерскому мастерству хоть каждый день. И проводить эти короткие игры-занятия вы можете практически где угодно: на лесной поляне, в небольшом помещении, вечером у костра.
Вокзал. Ведущий предлагает ребятам по очереди изобразить разные ситуации:

– Вокзал, суета, неразбериха, поезда приходят и уходят. Вы, опаздывая, вскакиваете в отправляющийся поезд, но через некоторое время узнаете, что тот идет в обратную сторону.
– Вот уже пятый час вы пытаетесь найти свободное место в зале ожидания. Наконец вы его нашли!
– Вы спешите к вагону. В руках чемодан, сумка, пакет с яблоками, за спиной рюкзак. Вдруг пакет рвется, яблоки рассыпаются.
– Вы прибыли домой и вдруг обнаружили, что чемодан не ваш.
– Вы вышли из вагона, поезд ушел. Вдруг выясняется, что это не ваша станция, а поезда не будет целую неделю.

Не бывает маленьких ролей. Каждому участнику нужно показать звуками, мимикой, жестами: скрип дверей, кипящий чайник, заводящийся транспорт, вентилятор, листание книги, как жарится котлета, как лыжник идет по снегу, как бьется стекло.
Сценическое движение. Ведущий предлагает сесть так, как садится: обезьяна, пчела на цветок, космонавт в скафандре, наказанный Буратино, один из трех толстяков, наблюдающий за матчем страстный болельщик футбола, очень усталый человек… Объекты для подражания могут придумывать сами ребята.
Другой вариант заключается в том, чтобы участник прошел как: младенец, только что научившийся ходить; лев; артист балета; канатоходец; турист, несущий тяжелый рюкзак…
Сценическая речь. Заданные фразы нужно произнести как: солдат в строю, диктор телевидения, начальник подчиненному, объясняющий урок учитель, человек в хорошем настроении.
Фразы могут быть, например, такими:
«Улыбайтесь, за вами следят. Спокойно, Маша, я Дубровский. Скоро все будет совсем по-другому. Люся, у меня тут лампочка не зажигается. Я жду тебя уже целый день».
Ночной звонок. Представьте, что вы сладко спите и вдруг ваш безмятежный сон прерывает звонок телефона. Вы поднимаете трубку и слышите:

– Это зоопарк?
– Такси вызывали?
– Скажите, что мне сделать с зубом?
– Почему не пришла машина на базу?
– Говорят, что вы хорошо танцуете?
– Кирпич привезли. Куда сгружать?

На эти фразы нужно остроумно ответить.

При подготовке материала были использованы интернет-сайты: http://azps.ru/training/, http://liderhelp.narod.ru/, http://www.zabor.com/, www.zerkalenok.ru и книги:

  • С.Афанасьев, С.Коморин, А.Тимонин. Что делать с детьми в загородном лагере. Кострома, МЦ «Вариант», 2001.
  • Е.Лютова, Г.Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.,2000.
  • К.Фоппель. Чтобы дети были счастливы. М., Генезис, 2005.

Рейтинг@Mail.ru