Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА: ОТ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ К КОНКРЕТНЫМ ВОПРОСАМ


И тогда мы решили разделить параллель на классы. Мальчиков и девочек

Три взгляда на один педагогический эксперимент, который задумывался ради разрешения одних трудностей, а помог выявить и другие и по-новому взглянуть на самих себя

В этом году в школе выдалась непростая параллель седьмых классов: дети бесконечно конфликтуют друг с другом, на уроках болтают, домашние задания не делают. И тогда педагоги решились на эксперимент: разделить параллель не на 7«А» и 7«Б», как было всегда, а на класс мальчиков и класс девочек. Организационно все было просто. Ни расписания менять не пришлось,
ни кабинетов дополнительных просить. А вот ребятам и учителям в новой ситуации работалось трудно. Теперь, когда учебный год завершен, самое время подумать, к каким результатам привел эксперимент с временным разделением параллели на мальчиков и девочек. Перед вами размышления руководителя эксперимента, педагога-предметника и классного руководителя.

Руководитель эксперимента: «Только ради этого стоило все затевать»

Работая с пятыми-шестыми классами, стараешься устроить что-то отдельное для мальчиков и девочек. Мужские походы, девичьи посиделки. Тогда можно задания разные давать, можно понять, чего нам не хватает друг без друга, учиться ждать, встречаться, готовить сюрпризы. Ситуация отделения обостряет женские и мужские качества, позволяет осознать себя.
Девчонки мальчишек в подростковом возрасте откровенно «забивают». Мальчик только что-то подумает, а девочка и руку поднять успела, и ответила правильно. Надо добавить, в учителях тоже одни женщины. Такие же вербальные существа. И говорят, и говорят. Словом, мальчики в школе чувствуют себя очень некомфортно.
Что делать? Разделиться на пару месяцев. Не на весь день, а только на часть уроков. Внеурочные мероприятия, факультативы и модули по-прежнему проходят в смешанном составе. И на переменах дети в общем коридоре встречаются.
Не так уж много поменялось, но эти изменения заставили активно действовать, размышлять всех участников образовательного процесса.
Ребята старались понять, что с ними происходит, как они взаимодействуют друг с другом, с учителями. Они совершали открытия, искали пути решения проблем. И не потому, что так сказал педагог или психолог, а потому, что к этому их вынуждала ежедневная реальность. Пусть выводы были, на взгляд постороннего человека, достаточно банальны («я стесняюсь говорить при девчонках», «я не замечаю, как перестаю слушать на уроке»), но это были для детей личные откровения.
Педагоги поначалу просто жаловались, что в классе мальчиков невозможно работать, что с девочками они успевают гораздо больше. Постепенно учителя поняли, что проблема не в отдельных недисциплинированных, необучаемых детях, как казалось раньше, а в собственном неумении работать с мальчиками, в отсутствии арсенала средств. Оказалось, опыт ведения уроков, накопленный за долгие годы, был рассчитан исключительно на девочек. Ценно то, что эту неприятную новость не кто-то человеку сказал, а он сам понял и захотел что-то изменить. Только ради этого стоило затевать эксперимент.
В процесс образования втянулись и родители. Всякие изменения их активизируют, побуждают прийти в школу, поговорить с педагогами, понять, что происходит. Бесценный результат.
Выяснилось, что мамам редко удается наладить с сыновьями дружеские отношения. Они, как и учительницы, все время отмечают недостатки, делают замечания. И мамы это увидели. Прежде всего потому, что активизировались папы.
Папам было легче, они лучше помнили себя детьми, меньше занудствовали. Но у отцов порой вообще отсутствуют всякие отношения с сыновьями. Так, на уровне «Как жизнь? Я пошел на работу». У них дел много, и мама вроде успешно решает все вопросы. А тут мужское собрание объявляется – никаких женщин. Приходится отцу вникать в проблемы, разговаривать, может, в первый раз с собственным ребенком, с учителями, с другими папами.
Когда стало ясно, что пора снова соединять классы? Когда у всех участников процесса, ребят, педагогов, родителей, сформировалось достаточно глубокое понимание собственных проблем, появилась готовность открыто обсуждать их и решать. Особенно изменились мальчики. Не случайно ярким финалом раздельного обучения стал мужской симпозиум, на котором мальчики вместе с отцами и педагогами-мужчинами вели откровенные разговоры о самых сложных моментах школьной жизни (их сформулировали предварительно дети): как работать в группе, как организовать себя на самостоятельную работу, как понять, что ты развиваешься, движешься вперед.
Нельзя сказать, что все сделано, как хотелось. Но остальное осуществится в следующем году, в обычном режиме. Уже сейчас педагоги понимают, что, входя в обычный смешанный класс, они будут учитывать присутствие мальчиков на уроке. Отцы готовы активно сотрудничать со школой.

Маргарита ГОЛОВИНА

Педагог-предметник: «Главным стал поиск новых форм работы»

Я себя долго настраивала на работу с классом мальчиков. Первое ощущение, когда входишь в класс мальчиков, – как же их много! У девочек это не так заметно, они как-то меньше пространства занимают. А парни шумные, энергичные. Трудно сделать так, чтобы они тебя просто услышали.
Поначалу было состояние полной растерянности. Ощущение, что никто не знает, как работать с мальчиками. Есть много литературы. Но как применить на уроке обобщенные рекомендации? Где взять все эти «другие» задания, если стандартный учебник не годится? Самой подготовить – нереально при условии, что работаешь каждый день.
Когда консультировалась с психологами кадетских училищ, поняла: у них другие ресурсы. Маленькие классы, кроме педагога на занятии присутствует еще и воспитатель. Много мужчин в коллективе. А тут одна женщина, перед ней 25 мальчишек. И думай, что делать!
Постепенно сложилась схема урока: после звонка короткая разминка, игра, чтобы дать возможность прийти в себя от бурной перемены, потом небольшая порция нового материала и работа с индивидуальными или парными заданиями (в группе мальчишки неэффективно работают, хотя ценят этот способ). В классе мальчиков невозможно так подробно и глубоко обсуждать тему, как в девичьем классе. Учителю кажется, что он просто обязан что-то объяснить, а мальчишки его не слушают. Им надо действовать. Пришлось увеличить долю самостоятельной работы, дать возможность ребятам исследовать, открывать какие-то закономерности, формулировать определения, а не заучивать их по учебнику. Вот тема урока: три признака равенства треугольников. Девочки послушно пишут, без всяких сомнений. Мальчики спрашивают: «А четвертый будем проходить?» Неожиданно. Им важно понять, почему этих признаков всего три.
В отсутствие девчонок мальчики перестали стесняться, стали активнее на уроке. Им постоянно хотелось соревноваться, предъявлять себя. Уж если сделал домашнее задание, решил задачу, то не успокоится, пока не покажет учителю.
Для некоторых педагогов разница подхода свелась к подбору разного материала для урока. Для меня главным стал поиск иных форм работы. Девочки любят слушать, говорить и писать, причем аккуратно, красиво. Мальчишкам нужно обязательно увидеть картинку, схему. Самому писать? Только очень кратко, самое необходимое. И без украшательств.
Как обеспечить наглядный материал? При наличии мела, доски и 10-минутной перемены – нереально. К счастью, есть современные технологии. И главное подспорье – интернет. Там много готовых презентаций по всем темам курса. Не тратишь время на черчение. Сразу показываешь на экране картинку, к ней короткий текст – комментарий. И вперед – решайте, творите!
Для меня главный итог эксперимента не какие-то успехи и даже не отдельные находки, а то, что я как учитель смогла занять позицию исследователя. Исследователя собственной деятельности, исследователя особенностей своих учеников. Наверное, в этом смысл любого педагогического эксперимента

Наталья АНТОХИНА

Классный руководитель: «Дети почувствовали, что нуждаются друг в друге»

Отношение к раздельному обучению у детей столь же неоднозначное, как и у взрослых. Одни с самого начала были настроены резко отрицательно, другие активно поддерживали идею. И в конце, подводя итоги года, одни ребята самым ярким событием назвали опыт раздельного обучения, другие отмечали эксперимент как самое неприятное, что случилось в этом году.
На протяжении всего эксперимента ученики еженедельно фиксировали свои ощущения, отмечали положительные и отрицательные стороны происходящего, надежды и опасения. И это позволило впервые за много лет совместного обучения озвучить долго копившиеся проблемы и начать с ними работать. Собственно, в этом и был смысл: разрушив рамки привычного, актуализировать болевые точки и попытаться как-то разобраться с ними.
На стадии обсуждения и подготовки к разделению классов больше нервничали девочки. Они вообще все время сильно нервничали, постоянно высказывали желание вернуть все, как было. А ведь именно девочки прежде жаловались на мальчишек, упрекали их в том, что те мешают нормально учиться, шумят, ругаются, хулиганят. Неожиданно девочки почувствовали: без мальчиков невесело. И в самом деле, теперь на уроках никто не пошутит, не разрядит ироничной репликой напряжение, не задаст неожиданный вопрос. Да, учиться легче, в классе тишина, но – «невесело».
Второе девичье опасение – «мы все перессоримся». Для девчонок очень важны отношения, нюансы, оттенки. Они долго выстраивают равновесие в классе. А теперь все снова начинать? Это ж какие скандалы прогремят! Поскольку женские интриги ожидались и заранее обсуждались, громких ссор не было. Более того, в конце девочки радостно отметили, что нашли друзей в параллельном классе. Но «мы все равно не стали одним классом».
Главным итогом эксперимента для девочек стало новое отношение к мальчикам: «Мы стали их ценить».
Относительно форм работы на уроке девочки не переживали. Их и раньше все устраивало. Они вообще легче приспосабливаются к школе. А вот мальчишки именно на изменение форм работы на уроке обратили особое внимание. Больше стало групповых заданий, практических. Это для них важно. Отношения, ссоры – пустяки! Зато, борясь с трудностями, обретая свободу, «становишься самим собой», написал один из вернувшихся в класс мальчиков.

Светлана СУЛТАНОВА

Рейтинг@Mail.ru