Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

В НАПРАВЛЕНИИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ


Обухов Алексей

Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя

Как развить познавательную мотивацию ребенка?

Учебный год закончился, но в учительских разговоры ведутся не только об итогах и результатах. Многие наши коллеги
и читатели уже строят планы на будущий год, особенно те, кто собирается продолжить или впервые попробовать такие сложные формы сотрудничества с учениками, как клуб или исследовательская работа. Впереди рабочий июнь, есть время подумать, примерить на себя новую роль научного руководителя.
Организация исследовательской работы школьников требует от учителя совершенно особых навыков и нетрадиционных педагогических установок. И основной его задачей становится пробудить в ребятах стремление к самостоятельному познанию мира
и себя в этом мире.

Угроза стандартизации

Спонтанное исследование в форме непосредственного реагирования на проблемную ситуацию свойственно любому человеку на протяжении всей жизни, независимо от способностей и социального статуса. С раннего детства внимание людей притягивает новые, непонятные вещи и явления.
Но вот ребенок приходит в школу. Казалось бы, кто как не школьные педагоги могли бы поддержать исследовательскую активность ученика и «огранить» ее в культурные формы. Тем более что в связи с происходящими в мире переменами исследовательский подход в образовании становится все более востребованным.
Но что же делает школа?
За последние десятилетия учебно-исследовательская деятельность учеников так или иначе вошла в практику многих образовательных учреждений страны. Однако, постоянно наблюдая различные практики организации образования, приходится в очередной раз констатировать следующее.
Наиболее распространенная практика использования исследовательских технологий в образовании сводится к приобщению учеников к конкретике науки как профессиональной деятельности. Многие исследовательские задачи для школьников ставятся не с целью развития личности ученика, а для решения каких-то «социально значимых» или «актуальных для науки» проблем. И задачи именно ставятся перед учеником, а не ученик сам вскрывает проблемные ситуации, видит в них вопросы, требующие проведения исследования. Зачастую в подобных случаях явно видно, что и ребенку это неинтересно, и социуму и науке это непонятно зачем нужно.
Проблема усугубляется тем, что в системе общего образования уже давно идет неуклонное ужесточение формальных систем и норм организации исследовательской деятельности школьников. Постоянно поступают запросы и предложения по поводу введения единой системы требований, форм организации, унифицированных критериев оценки исследовательской деятельности учащихся. При этом практически нет нормативных документов, где выдвигаемые требования соотносились бы с возрастными особенностями школьников.
При этом в успешности и результативности отслеживается исключительно внешний, формальный, нормативный результат. Вопрос – а развили ли мы соответствующими процедурами исследовательское отношение к миру у ребенка  – выпал из поля внимания, как будто он не имеет совершенно никакого значения.

Ключевое условие

Если мы понимаем под основной задачей школы включение ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире, то результативность не может оцениваться по формальным критериям. На наш взгляд, одним из ключевых показателей успешности образования должна выступать самостоятельность и активность ученика в процессе познания.
Подобная самостоятельность возникает из внутренней мотивации, из потребности подходить к научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования именно внутренней мотивации.
Смею утверждать, что все усилия по организации системы исследовательской деятельности учащихся должны быть направлены на эту задачу, а не только на подготовку ученика к взрослой жизни в науке, развитию у него тех или иных навыков, получению определенных специальных знаний. Не умаляя значения последних, считаю, что они могут выступать только желательным следствием при искренней заинтересованности в собственной исследовательской деятельности.
«Искренняя   заинтересованность» – здесь ключевое словосочетание. Если человеком движет мотив достижения успеха либо избегания неудач, то мы имеем дело не с проявлением исследовательской позиции, а лишь с осуществлением социально нормированной деятельности. А эмоционально-мотивационной основой исследовательской деятельности выступает интерес. Эмоция интереса стимулирует познавательную активность, упорядочивает процессы восприятия и внимания, служит основой формирования и развития навыков, умений, интеллекта, активной жизнедеятельности человека.
Все эти психологические моменты следует учитывать в подходе к организации учебного исследования в школе. Каким образом? Что конкретно все эти психологические закономерности означают для педагогической практики?

Ситуация предзаданной неизвестности

Безусловно, учитель как более опытный человек может заинтересовать пришедшего к нему ученика проблемами, которыми занимается сам, но это всегда должен быть добровольный и сознательный приход. Мотив «надо делать потому, что обязательно» – мотив разрушительный. Обязательность выполнения исследований школьниками не упрощает задачи организации учителем совместной деятельности с учениками, а усложняет ее.
Кроме того, в постановке проблемы исследования особо важно учитывать ее актуальность для возраста учеников вообще и конкретного ребенка в частности. А еще следует иметь в виду, что активизация интереса может достигаться различными способами: благодаря каким-либо ситуационным изменениям, новизне, а также с помощью воображения и мышления.
Итак, один из главнейших принципов исследовательской работы: тема должна быть интересна ребенку. Но так же важно, чтобы эта тема была интересна учителю. Если эти две стороны не будут (пусть каждая по-своему) заинтересованы в поиске ответа на поставленный вопрос, то внутренняя встреча их друг с другом не состоится.
Для успешного взаимодействия учителя и ученика в исследовательской деятельности необходимо, чтобы учитель не вел ученика «за руку» к ответу, а научил его замечать проблемы, ставить вопросы и находить способы самому получать на них ответы. В самой «формуле» сотрудничества учителя и ученика заложен принцип равноправия, ведь ни один из них не знает абсолютной истины, хотя бы потому, что она недостижима. Задача учителя: искать решение совместно с учеником. В этом отношении педагогическая система сильно страдает оттого, что большинство учителей считают себя знающими правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим, забывая, что чужая правда трудно становится своей.
Знания же, добытые в совместной деятельности с учителем, ребенок принимает для себя как истинные. В таком случае для учителя существенно важно не отработать методики и организационные формы, а постоянно расшатывать и отвергать свои наработки, иначе начнет теряться собственный интерес к исследовательской деятельности.
Важно, чтобы в процессе организации исследовательской работы учеников сохранялась ситуация предзаданной неизвестности (как для ученика, так и для учителя), благодаря чему совершенно по-особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса. В конечном счете все сводится к тому, чтобы процесс обучения выстраивался по принципу самоопределяемого учения. Для этого необходимо создание максимально насыщенной среды, провоцирующей (стимулирующей, направляющей) к развитию познания и самоопределения себя в этом процессе.

Начнем с вопроса?

К сожалению, ролевая позиция учителя как транслятора знания зачастую очень захватывает и уводит от позиции исследователя. Но если мы хотим развивать исследовательскую позицию у наших учеников, то прежде необходимо работать над собой. Нам постоянно нужно отслеживать – что именно мы развиваем теми или иными действиями; на что реально направлены те нормы деятельности, которые мы вводим для учеников; насколько мы сохранили в себе посыл к саморазвитию; в какой степени в нас явна потребность к исследованию как способу взаимодействия с миром, другими и самим собой.

Рейтинг@Mail.ru