Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Меркулов Филипп

Чтобы летние дополнительные занятия не стали повинностью

Попробуем использовать это время не только для ликвидации пробелов в знаниях, но и для того, чтобы помочь ребенку обрести уверенность в себе

Каникулы начинаются точно по расписанию только для успешных учеников. Двоечники и «слабые троечники» продолжают посещать занятия – дополнительные. Отношение к летним урокам часто одинаково негативное и у детей, и у педагогов.
Все устали, а тут снова школа, учебники, тетради. Надоело.
К тому же обе стороны абсолютно не верят в то, что вынужденные июньские встречи хоть как-то изменят ситуацию...

Предварительные переговоры

Приглашая учеников на дополнительные занятия в июне, мы, конечно, подробно обсуждаем причины такого решения как с самими детьми, так и с их родителями. В разговоре с ребенком учителю бывает трудно удержаться от пространных нравоучений, трудно набраться терпения и выслушать мнение школьника: как он понимает, в чем причина его учебных трудностей, как можно их преодолеть. В разговоре с родителями педагогу, напротив, нелегко вставить хоть слово в гневные монологи мам и пап, уставших от борьбы с собственными детьми.
Не стоит спорить с родителями. Все упреки легко подытожить кратким резюме: «Да, у вас сложный ребенок». И перейти к конкретным рекомендациям. Прежде всего категорически запретить родителям лишать ребенка развлечений. Стандартная угроза: «Больше никакого футбола (телевизора, компьютера, прогулок…)» – может послужить поводом прочитать маме небольшую двухминутную лекцию о том, что у ребенка должно быть неприкосновенное время для игр и отдыха, поскольку он испытывает в этом насущную потребность. В игре, в развлечениях дети развиваются. Поэтому как бы плохо ни обстояли дела в школе, если мы прикуем двоечника к столу, ситуация только ухудшится.
Свободное время не может быть предметом торга или шантажа. Но соответственно и время учебы должно быть четко определено. Ребенок сам выбирает, когда ему удобно выполнять домашние задания (а они должны быть, чтобы тренировать умение самостоятельно действовать). Перед началом занятий как в классе, так и дома ученик должен сделать все необходимое для него, чтобы не отрываться от работы в течение урока.
Занятие с учителем должно длиться не дольше часа, самостоятельное – 20–30 минут. Лучше завести будильник, выставить таймер на телефоне. Отсутствие точных временных границ тяжело переносится детьми, и без того не слишком увлеченными перспективой летних уроков. Ясная перспектива мобилизует их лучше, чем нравоучительные беседы или грозные окрики.
Последнее условие звучит довольно мрачно: не ждать быстрых результатов. Особенно трудно это понять родителям, наблюдающим процесс со стороны: «Как это так, уже неделю занимается, а по-прежнему трех строчек без ошибок написать не может!» Стоит напомнить, что проблемы, копившиеся месяцами, а то и годами, невозможно решить в считанные дни. Необходимо настроиться на долгую, упорную работу и понапрасну не отчаиваться при первых неудачах, не ругать ребенка за тупость и лень, а просто помнить: успех обязательно придет со временем, если ученик трудится, а семья поддерживает его.
Естественно, о малейших продвижениях детей в предмете нужно сообщать нетерпеливым родителям.

Закладываем фундамент

Один шестиклассник на вопрос, что такое дробь, ответил: «Цифры с черточкой». Девочка-семиклассница уверяла, что древние греки жили триста лет тому назад.
Неуспешный ученик, как правило, не понимает каких-то самых простых вещей. А без понимания основ невозможно двигаться дальше. Поэтому, давая ребенку даже самое простое задание, разбирая с ним самую типичную задачку, полезно проверить, совпадают ли ваши представления о попавшихся терминах: треугольник, Средиземное море, текст, предложение. Тем более если вы встретили слово «биссектриса» или «хромосома». Объясните коротко и образно, не упрекая за дремучее невежество. Например, дробь – это когда яблоко режем сначала пополам, потом на четыре части… У ребенка загораются глаза: «Ясно!» Можно идти дальше.

Куда толкнут, туда покачусь

Обсуждая со слабыми учениками причины их школьной неуспешности, видишь, насколько эти дети пассивны. Они даже не предполагают, что ситуация в какой-то степени зависит от них самих, что они сами в состоянии как-то изменить положение дел. Поэтому и причины проблем всегда внешние, и помощи можно ждать только со стороны. (Надо признать, педагоги бывают столь же категоричны, утверждая, что во всем виноваты дети и их родители. А мы? Что мы можем сделать?)
Самая частая детская жалоба – на плохих учителей, скучные уроки. Ребята сами не видят смысла в учебе, не испытывают к ней никакого интереса, поэтому им так нужен человек увлеченный, заинтересованный, способный заразить их своим энтузиазмом. И как ни тяжело в июне педагогу восхищаться красотой формулы, богатством языка, это усилие необходимо сделать. Учительская тоска стократно усиливается в ученике.
Правда, есть тут тонкая грань. Один из упреков, обращенных к преподавателям со стороны учеников, звучит так: «Она все про свою географию, моря да горы, а до нас ей дела нет». Дети ценят в педагоге интерес не только к предмету, но и к ним самим. Ребенок, который сам в себя не верит, нуждается в поддержке взрослого, готового его выслушать, искренне желающего помочь и уверенного в успехе.
Что касается скучных уроков, тут нельзя не согласиться. Большинство наших объяснений и разговоров для слабых учеников, не успевающих за быстрым темпом речи, не понимающих простых слов, не умеющих внимательно слушать, – невыносимая мука. Что им по силам? Любые игровые формы, особенно ролевые игры, театрализации. Работа с видеоматериалами (фильмы, картины, слайды). Выездные занятия, экскурсии. И летние занятия не исключение. Они не могут состоять только из монотонного списывания и разбора ошибок.
Вторая по частотности причина школьной неуспешности, которую называют ученики, звучит так: «Мне это никогда не пригодится. Вся ваша математика (литература, история, химия…) в жизни не нужна». Спорить с подобным тезисом трудно, поскольку, рассуждая о том, что пригодится или не пригодится в жизни, дети опираются на свой собственный опыт, пока довольно ограниченный. Опыт жизни в семье. Опыт общения с продавцами в магазине. С другой стороны, ребят страшно интересует большой мир, лежащий за стенами класса, и они уверены, что школа отделяет их от этого большого мира. Им не хочется напрягаться ради цифры в журнале, ради экзамена. А никаких других целей школа им, как правило, не предлагает.
Конечно, на дополнительных занятиях непросто убедить ребенка в том, что школа тоже часть жизни. Но можно хотя бы показать ему, как в ходе работы он начинает лучше понимать свои возможности, особенности. Разве это не важно для жизни? Разве умение управлять собой не пригодится в будущем?

Законы эффективного занятия

Понятно, что пришедший к вам на занятия ребенок не горит желанием учиться. Его переполняют разнообразные негативные чувства, в том числе страх, раздражение, обида. Ему нелегко справиться с собой, поэтому необходимы некие внешние рамки. Да, увы, без элемента принуждения не обойтись! Педагог выдвигает строгие требования: на занятиях нельзя бездельничать, отвлекаться, нужно писать, читать, выполнять задания.
В то же время ученику нужно оставить свободное пространство для самостоятельного выбора, проявления инициативы. И конечно, ребенок должен иметь право высказывать собственное мнение без страха осуждения, насмешки.
Даже очень ленивые дети становятся гораздо более трудолюбивыми и ответственными, когда работают в группе над общим проектом. Поэтому, если перед вами не один несчастный двоечник, а хотя бы парочка, пусть даже из разных классов, стоит попытаться предложить им общее задание, в ходе выполнения которого они могли бы распределять роли, советоваться, помогать друг другу и добиваться успеха общими усилиями.
Однако учителю стоит признать, что, несмотря на все усилия и высокий профессионализм, он не всегда может заинтересовать ученика. Интерес пробуждается неожиданно, спонтанно, им управляют внутренние причины, которых ребенок иногда и не сознает. Более того, не всякого ученика можно научить на том уровне, которого требует программа. Мы не всесильны. И если что-то не получилось, не стоит мучиться чувством вины, комплексом неполноценности. Толку от этих переживаний никакого, а потерять интерес к профессии можно надолго.

Рейтинг@Mail.ru